Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 22.06.2021 N 503-пп
Обоснование выбора направлений и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, для создания мастерских на территории Оренбургской области
1. Обоснование выбора направлений для создания мастерских.
Направления для создания мастерских определены в соответствии с отраслевой структурой региональной экономики Оренбургской области и значимостью отдельных отраслей для формирования валового регионального продукта, налоговых доходов регионального бюджета, обеспечения занятости населения и формирования современной комфортной социальной инфраструктуры региона.
При выборе отдельных компетенций принята во внимание специфика кадровой потребности ключевых предприятий-работодателей соответствующих отраслей, действующих на территории региона.
Особое внимание уделено кадровому обеспечению предприятий, действующих и планируемых к созданию на территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Также при выборе отдельных компетенций в составе соответствующих направлений учтено создание в Оренбургской области 43 мастерских в рамках регионального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" в 2020 - 2021 годах.
В рамках указанного подхода планируемые к созданию мастерские распределены по пяти блокам, при этом ряд компетенций Ворлдскиллс отнесен к нескольким блокам одновременно с учетом их востребованности в нескольких приоритетных отраслях экономики Оренбургской области (таблица 1).
Таблица 1. Соответствие направлений мастерских по компетенциям Ворлдскиллс приоритетным отраслям экономики Оренбургской области
N |
Наименование направления |
Наименование компетенции Ворлдскиллс |
1 |
2 |
3 |
1. Добыча и переработка полезных ископаемых | ||
1.1. |
Промышленные и инженерные технологии |
промышленная механика и монтаж (3 мастерские); сварочные технологии (3 мастерские); неразрушающий контроль; добыча нефти и газа (2 мастерские); инженерный дизайн CAD; электромонтаж; лабораторный химический анализ; переработка нефти и газа; обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики; изготовление прототипов; фрезерные работы на станках с числовым программным управлением; аддитивное производство (2 мастерские) |
2. Сельское хозяйство и АПК | ||
2.1. |
Сельское хозяйство |
сити-фермерство; ландшафтный дизайн |
3. Универсальные инфраструктурные компетенции | ||
3.1. |
Строительство |
технология информационного моделирования BIM; сухое строительство и штукатурные работы; малярные и декоративные работы (2 мастерские); монтаж и эксплуатация газового оборудования (2 мастерские); облицовка плиткой; сантехника и отопление; обслуживание тяжелой техники; кирпичная кладка |
4. Социально значимые услуги и индустрия сервиса | ||
4.1. |
Искусство, дизайн и сфера услуг |
графический дизайн; интернет-маркетинг; администрирование отеля; туризм; ремесленная керамика; реставрация произведений из дерева; поварское дело; кондитерское дело; визаж и стилистика |
4.2. |
Социальная сфера |
преподавание в младших классах; физическая культура, спорт и фитнес фармацевтика (2 мастерские); медицинский и социальный уход (3 мастерские); лечебная деятельность (3 мастерские); лабораторный медицинский анализ (2 мастерские) |
5. Диверсификация отраслевой структуры промышленности | ||
5.1. |
Информационно-коммуникационные технологии |
веб-дизайн и разработка; ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8"; разработка мобильных приложений |
5.2. |
Обслуживание транспорта и логистика |
кузовной ремонт; управление локомотивом |
5.3. |
Промышленные и инженерные технологии |
промышленная механика и монтаж (3 мастерские); сварочные технологии (3 мастерские); неразрушающий контроль; добыча нефти и газа (2 мастерские); инженерный дизайн CAD; электромонтаж; лабораторный химический анализ; переработка нефти и газа; обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики; изготовление прототипов; фрезерные работы на станках с числовым программным управлением; аддитивное производство (2 мастерские). |
Блок 1. Добыча и переработка полезных ископаемых.
Добыча и переработка полезных ископаемых является ключевой отраслью экономики Оренбургской области, формируя более 40 процентов валового регионального продукта.
Оренбургская область занимает 4 место среди субъектов Российской Федерации по объемам добычи нефти и газа. Оренбургский газоперерабатывающий и гелиевый заводы - крупнейшие в Европе газохимические комплексы. Регион обладает богатой сырьевой базой: более 2500 месторождений и 75 видов полезных ископаемых.
Предприятия нефте- и горнодобывающей промышленности расположены на всей территории региона. Как следствие, с учетом значительной географической протяженности Оренбургской области (более 800 километров с запада на восток и более 400 километров с севера на юг) подготовка квалифицированных кадров для добывающей промышленности должна быть обеспечена одновременно в нескольких муниципальных образованиях Оренбургской области.
Блок 2. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (далее - АПК).
Оренбургская область занимает 3 место в Российской Федерации по площади пахотных земель (6,1 млн. гектаров) и 7 место по поголовью крупного рогатого скота (543 тыс. голов), 1 место по сбору твердой пшеницы, бахчевых культур и 3 место по сбору подсолнечника.
На территории Оренбургской области расположено 39 элеваторов общей мощностью хранения 3,4 млн. тонн.
С учетом процессов индустриализации сельскохозяйственного производства и внедрения современных малолюдных технологий важнейшими задачами для обеспечения социального благополучия населения региона становятся диверсификация структуры занятости в сельских территориях, создание возможностей для развития новых направлений производства малыми фермерскими хозяйствами и обеспечение успешной самозанятости населения.
Блок 3. Универсальные инфраструктурные компетенции.
В 2019 году начато масштабное обновление коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур Оренбургской области. Благодаря активному участию региона в приоритетных национальных проектах кратно увеличены объемы строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожного хозяйства, жилого фонда, социальной инфраструктуры: больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов, школ.
Как следствие, существенно возрастает потребность области в квалифицированных кадрах, обеспечивающих строительство, ремонт и эксплуатацию инфраструктурных объектов.
Блок 4. Социально значимые услуги и индустрия сервиса.
Достижение стратегических целей национальных проектов "Образование", "Демография", "Здравоохранение" требует обеспечения высокого качества подготовки педагогических и медицинских работников: педагогических работников дошкольного образования, учителей начальных классов, младшего медицинского персонала (специальности и направления подготовки, реализуемые профессиональными образовательными организациями).
Комфортные условия жизни граждан, независимо от места их проживания, могут быть достигнуты только при высоком уровне подготовки работников индустрии сервиса.
Кроме того, индустрия сервиса обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации самозанятости граждан, способствуя тем самым росту благосостояния населения.
Блок 5. Диверсификация отраслевой структуры промышленности.
Доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте Оренбургской области составляет порядка 10 процентов. Как следствие, приоритетными задачами социально-экономического развития области являются повышение эффективности работы имеющихся промышленных предприятий, а также создание новых производств и диверсификация отраслевой структуры промышленности, в том числе на ТОСЭР.
Важным условием успешного решения указанных задач является подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, готовых к работе на современном производственном оборудовании.
В этой связи особое внимание при определении набора компетенций Ворлдскиллс для создания мастерских и образовательных организаций, на базе которых планируется создание мастерских, уделено направлению "Промышленные и инженерные технологии".
2. Обоснование выбора образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, для создания мастерских.
Выбор образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - образовательные организации), для создания мастерских осуществляется с учетом результативности деятельности образовательной организации в предшествующем периоде, включая обеспечение высокого качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по направлениям подготовки, соответствующим компетенциям планируемых к созданию мастерских.
Особое внимание при этом уделяется наличию устойчивых связей образовательной организации с предприятиями-работодателями, опыта внедрения в образовательный процесс современных подходов к организации обучения и проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, а также наличию достижений обучающихся и педагогических работников образовательной организации в федеральных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства.
Критериями отбора образовательных организаций для создания мастерских являются:
а) кадровые условия и опыт организации образовательного процесса по компетенциям, соответствующим профилю создаваемых (модернизируемых) мастерских, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
наличие и число сертифицированных экспертов чемпионатов профессионального мастерства "Молодые профессионалы", "Абилимпикс" (далее - чемпионаты);
наличие и число сертифицированных экспертов, участвующих в проведении демонстрационного экзамена;
число преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших в течение 3 последних лет повышение квалификации;
число преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших в течение 3 последних лет стажировку на предприятиях, являющихся работодателями для выпускников образовательной организации;
наличие опыта реализации программ профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки по направлениям, соответствующим профилю создаваемых (модернизируемых) мастерских для лиц, не являющихся студентами образовательной организации;
б) наличие и качество материально-технического оснащения образовательных организаций по выбранным или смежным компетенциям, соответствующего современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), требованиям чемпионатов, требованиям к центрам для проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ), специфике предприятий-работодателей:
количество созданных (создаваемых) в 2020 - 2021 годах мастерских в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)";
наличие аккредитованного ЦПДЭ и число студентов, прошедших демонстрационный экзамен в течение 3 последних лет;
наличие площадки для проведения чемпионатов;
наличие особых условий организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ;
наличие современного учебного оборудования и качество материальной базы реализации образовательного процесса;
в) опыт и результаты участия образовательной организации в чемпионатах (за последние 3 года):
число студентов - победителей региональных чемпионатов;
число студентов - участников финала национальных чемпионатов;
число школьников - участников финала национальных чемпионатов, подготовленных образовательной организацией;
число призеров, победителей и обладателей медальона за профессиональное мастерство финала национальных чемпионатов, подготовленных образовательной организацией;
число преподавателей и мастеров производственного обучения образовательной организации - победителей и призеров национальных чемпионатов;
г) участие образовательной организации в реализации иных федеральных проектов национального проекта "Образование", профориентационных проектов:
опыт участия образовательной организации в реализации мероприятий национального проекта "Образование" ("IT-куб", Центры выявления и поддержки одаренных детей, "Точки роста", "Цифровая образовательная среда");
опыт реализации образовательной организацией профориентационных проектов;
д) эффективность использования кадровых ресурсов и материальной базы, в том числе за счет реализации образовательных программ в сетевой форме:
опыт и результаты участия педагогических кадров и использования материальной базы образовательной организации в ходе реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевой форме;
опыт и результаты участия педагогических кадров и использования материальной базы образовательной организации в ходе реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
опыт и результаты участия педагогических кадров и использования материальной базы образовательной организации в ходе реализации программ профессионального обучения и дополнительного образования детей;
е) опыт взаимодействия с работодателями (за последние 3 года):
формы и результаты взаимодействия образовательной организации с работодателями;
номенклатура оборудования, безвозмездно переданного образовательной организации работодателями;
сумма внебюджетных средств, полученных образовательной организацией, без учета поступлений от реализации образовательных программ на платной основе за счет собственных средств граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.