Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 23 июня 2021 N 185-р
Обоснование
выбора направлений и образовательных организаций для создания мастерских
Национальный проект "Образование" направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определённой Президентом России В.В. Путиным, - обеспечение возможности самореализации и развития талантов.
Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" направлен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующим программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.
Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 N 286, определены приоритетные направления развития Республики Адыгея: сельское хозяйство, транспорт, машиностроение, туризм, информационные технологии, деревообработка, строительство.
Стабильное функционирование предприятий и экономики Республики Адыгея в целом предполагает необходимость определения потенциального спроса на рабочую силу с учетом перспектив развития региона и создания новых рабочих мест.
В Республике Адыгея, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и Кабинетом Министров Республики Адыгея, разработана и утверждена "дорожная карта" внедрения проекта "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста" (утверждено распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.06.2019 N 159-р), в которой отражается текущая и перспективная потребность региона в кадровом обеспечении, в том числе со средним профессиональным образованием.
Для подготовки высококвалифицированных кадров, формирования новых компетенций, соответствующих приоритетным направлениям развития Республики Адыгея, необходимо наличие в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования на территории Республики Адыгея, соответствующей материально-технической базы.
В рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" планируется создание (обновление) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
В Республике Адыгея образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляют 7 профессиональных образовательных организаций Республики Адыгея и 2 федеральные образовательные организации высшего образования.
Контингент обучающихся очной формы обучения по программам среднего профессионального образования (далее - СПО) в 2020 году составил 7 801 человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях обучается 3 976 обучающихся.
В профессиональных образовательных организациях Республики Адыгея и структурных подразделениях образовательных организаций высшего образования реализуются 15 образовательных программ из числа 50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, а также более 100 программ профессионального обучения, свыше 20 программам дополнительного профессионального образования.
Кадровый потенциал системы СПО, включая структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, составляет 1 152 человека, в том числе 412 преподавателей, 89 мастеров производственного обучения.
С 2016 года преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс России. За 2019 - 2020 годы 35 преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли обучение по данным программам.
Основными направлениями подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, реализующих, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования, являются: образование; здравоохранение; культура; пищевая промышленность, машиностроение, жилищно-коммунальное хозяйство, строительная индустрия, сельское хозяйство, сервис и туризм.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 26.09.2014 N 264-п "О порядке межведомственного взаимодействия по разработке Прогноза потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений", в целях эффективного использования возможностей системы профессионального образования, ориентированной на кадровое обеспечение инвестиционной стратегии и перспективные потребности рынка труда Республики Адыгея, Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея ежегодно разрабатывается прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений на долгосрочную перспективу. Основными участниками разработки прогноза потребности являются муниципальные образования, отраслевые министерства и ведомства Республики Адыгея.
Организовано межведомственное взаимодействие всех заинтересованных органов исполнительной власти Республики Адыгея, ответственных за отдельные отрасли экономики и социальной сферы на всех условных этапах: прогнозирование потребности, разработка и реализация образовательных программ, трудоустройство.
Согласно Закону Республики Адыгея от 05.05.2000 N 171 "Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея" (с изменениями и дополнениями) республика включает 9 административно-территориальных единиц.
В составе Республики Адыгея 7 муниципальных районов, 2 городских округа.
Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, включая филиалы, ведут образовательную деятельность в 5 муниципальных образованиях Республики Адыгея.
Создание (обновление) мастерских в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования на территории Республики Адыгея, будет способствовать подготовке кадров, образовательный уровень которых отвечает запросам работодателей и мировым стандартам.
Перечень направлений подготовки, по которым планируется создание (обновление) мастерских, соответствует приоритетным для Республики Адыгея направлениям развития, а именно:
1. Искусство, дизайн и сфера услуг
2. Строительство
3. Информационные и коммуникационные технологии
4. Обслуживание транспорта и логистика
5. Промышленные и инженерные технологии
6. Социальная сфера.
В образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования на территории Республики Адыгея, планируется создание мастерских по следующим компетенциям Ворлдскиллс:
1. Кондитерское дело;
2. Поварское дело;
3. Ресторанный сервис;
4. Технологии моды;
5. Туризм;
6. Хлебопечение;
7. Бетонные строительные работы;
8. Геопространственные технологии;
9. Кирпичная кладка;
10. Малярные и декоративные работы;
11. Облицовка плиткой;
12. Сухое строительство и штукатурные работы;
13. Плотницкое дело;
14. Столярное дело;
15. Технологии информационного моделирования BIM;
16. Управление автогрейдером;
17. Управление экскаватором;
18. Электромонтаж;
19. Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности;
20. Программные решения для бизнеса;
21. Машинное обучение и большие данные;
22. Облачные технологии;
23. Сетевое и системное администрирование;
24. Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений;
25. Разработка мобильных приложений;
26. Кузовной ремонт;
27. Обслуживание грузовой техники;
28. Окраска автомобиля;
29. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей;
30. Управление автогрейдером;
31. Контрольно-измерительные приборы и автоматика;
32. Сварочные технологии;
33. Токарные работы на станках с ЧПУ;
34. Промышленная автоматика;
35. Дошкольное воспитание;
36. Преподавание в младших классах;
37. Правоохранительная деятельность (Полицейские);
38. Спасательные работы;
39. Социальная работа;
40. Физическая культура, спорт и фитнес;
41. Фармацевтика;
42. Лабораторный медицинский анализ;
43. Лечебная деятельность;
44. Медицинский и социальный уход;
45. Веб-дизайн и разработка;
46. ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8";
47. Администрирование отеля;
48. Компьютерное моделирование швейных изделий (Цифровой модельер);
49. Интернет вещей.
Создание (обновление) мастерских запланировано в следующих образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования:
1) в 2022 году:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Майкопский индустриальный техникум",
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский педагогический колледж им. X. Андрухаева",
Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Республики Адыгея "Майкопский медицинский колледж";
2) в 2023 году:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Майкопский политехнический техникум",
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум",
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Адыгейский государственный университет";
3) в 2024 году:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Майкопский государственный технологический университет".
1. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Майкопский индустриальный техникум" (далее - ГБПОУ РА "Майкопский индустриальный техникум", техникум, организация) осуществляет подготовку кадров для ведущих промышленных предприятий Республики Адыгея и Краснодарского края.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.10.2020 N 345-р "О прогнозе социально-экономического развития Республики Адыгея на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов", промышленность - одна из основных отраслей экономики Республики Адыгея, определяющая социально-экономическую ситуацию. Основными источниками роста обрабатывающих производств будут: "производство пищевых продуктов", "производство бумаги и бумажных изделий", "производство резиновых и пластмассовых изделий", "производство прочей неметаллической минеральной продукции", "производство машин и оборудования" и "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования".
Создание на базе ГБПОУ РА "Майкопский индустриальный техникум" мастерских по направлению 5: Промышленные и инженерные технологии, актуально и необходимо, продиктовано временем.
По образовательным программам среднего профессионального образования данного направления в техникуме обучается 258 человек, что составляет более 39% от общего числа обучающихся.
В 2021-2022 учебном году, с учетом контрольных цифр приема, данный показатель составит 292 человека (44,1%).
Ежегодно контрольные цифры приема формируются на основании запроса работодателей/социальных партнеров, а именно: ПАО "Зарем", ООО "Майкопский машиностроительный завод", ООО "Картонтара", филиал ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети, ООО "Эксергия".
За последние 5 лет отмечается положительная динамика как в сторону увеличения контрольных цифр приема в техникум, так и в сторону расширения спектра профессий и специальностей в сфере промышленности.
Успешному трудоустройству выпускников способствует система содействия их трудоустройству, в которую включены следующие компоненты и мероприятия: мониторинг востребованности рабочих кадров в организациях Республики Адыгея; долговременные связи с работодателями, обеспечивающие условия для производственной практики; согласование основных профессиональных образовательных программ с работодателями; участие работодателей в государственной итоговой аттестации; организация элементов дуального обучения; опросы работодателей по вопросам качества подготовки выпускников.
Организация принимает активное участие в движении WorldSkills Russia "Молодые профессионалы" с 2016 года. Является площадкой проведения регионального чемпионата Ворлдскиллс Россия по компетенции Сварочные технологии. Также является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в Республике Адыгея.
Создание (обновление) материально-технической базы по следующим компетенциям:
- Сварочные технологии;
- Промышленная автоматика;
- Электромонтаж;
- Токарные работы на станках с ЧПУ обеспечит необходимый уровень развития системы образования в Республики Адыгея.
Все компетенции входят в перечень наиболее востребованных на региональном рынке труда. Таким образом:
1) обновление материально-технической базы позволит работодателям получить, с одной стороны высококвалифицированных специалистов - выпускников техникума, освоивших профессиональные компетенции на современном оборудовании, с другой стороны, - повысить профессиональное мастерство ранее обученных специалистов через реализуемые программы дополнительного профессионального образования;
2) разработать, апробировать и внедрить: новые элементы содержания подготовки кадров по ТОП-50 в сфере профессионального образования, новые педагогические технологии, учебно-методические и учебно-лабораторные комплексы, формы, методы и средства обучения, инновационные образовательные программы подготовки кадров в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития региона;
3) внедрить методики подготовки, программы профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических работников. В техникуме разработаны и реализуются программы профессионального образования, планируется разработать новые программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
4) расширить применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, совершенствовать реализацию интерактивных онлайн-курсов;
5) расширить возможности проведения регионального чемпионата WorldSkills, регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", аккредитации центров проведения демонстрационного экзамена по выбранным компетенциям для Республики Адыгея;
6) внедрить новые механизмы саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
7) транслировать в региональную систему среднего профессионального образования полученные результаты и материалы через проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, научно-практических конференций.
2. Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2030 года образование определено важной социально значимой и системообразующей сферой региональной экономики.
Национальные проекты "Образование" и "Демография", реализующиеся в Республике Адыгее, приводят к осознанию важности системы образования детей и юношей региона. Особый акцент сделан на подготовку высококвалифицированных кадров, строительство и модернизацию школ и детских садов, внедрение новых технологий.
В содержании и реализации образовательного процесса на основе создания материально-технической базы по приоритетной группе компетенций 44.00.00 Образование и педагогические науки планируется разработка нового содержания образования с учетом создаваемых новых образовательных технологий. Будут внедряться новые методы и средства реализации образовательного процесса, в том числе программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В настоящее время в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Адыгея "Адыгейский педагогический колледж им. X. Андрухаева" (далее - ГБПОУ РА "АПК им. X. Андрухаева", колледж, организация) реализуются программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечен доступ к электронной библиотеке с использованием облачных технологий. Будет создана открытая платформа для реализации онлайн курсов по освоению дополнительных компетенций в рамках выбранного направления создания мастерских 7: Социальная сфера.
ГБПОУ РА "АПК им. X. Андрухаева" с 2020 года для выпускников, завершающих обучение по образовательной программе 44.02.02 Преподавание в младших классах, организует проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по компетенции Преподавание в младших классах. При проведении демонстрационного экзамена применяются задания, разработанные по стандартам Союза Ворлдскиллс.
Оснащение мастерских современной материально-технической базой позволит включить и другие педагогические компетенции, в частности Дошкольное воспитание.
Повышение квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Республики Адыгея сегодня осуществляется на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации".
При создающейся материально-технической обеспеченности, колледж может стать дополнительной площадкой для качественного повышения профессиональных компетенций педагогов региона.
В колледже имеется определенный опыт сетевого взаимодействия с образовательными организациями республики: заключены договоры с образовательными организациями высшего образования, ведущими образовательную деятельность на территории Республики Адыгея, с образовательными организациями дошкольного, общего и профессионального уровней. Изменение материально-технической базы колледжа позволит углубить и расширить сферы взаимодействия с этими организациями. Кроме того, все это позволит повысить качество проводимых профориентационных мероприятий.
В 2020 году колледж являлся одной из площадок обучения по Программе по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию россиян, пострадавших из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, по компетенции Преподавание в младших классах. В дальнейшем эта работа станет масштабной, более качественной и разнообразной по содержанию.
Планируется тиражирование материалов, полученных в ходе реализации проекта: описание лучших практик, выпуск методических рекомендаций, вебинары по актуальным достижениям реализации проекта, проведение круглых столов, размещение актуальной информации на сайте колледжа и Министерства образования и науки Республики Адыгея.
Осенью 2020 года колледж первым среди профессиональных образовательных организаций Республики Адыгея успешно прошел профессионально-общественную аккредитацию по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, является инновационной образовательной площадкой Республики Адыгея.
Создание в колледже мастерских по компетенциям Преподавание в младших классах и Дошкольное воспитание позволит:
1) организовать образовательный процесс с использованием интерактивных образовательных технологий;
2) организовать обучение в условиях, приближенных к профессиональным, с использованием современного программного обеспечения для создания анимированных 3D моделей, симуляторов и тренажеров, имитирующих реальные образовательные процессы, методы проектного обучения;
3) создать открытую платформу дистанционного обучения для реализации основных и дополнительных образовательных программ;
4) организовать контроль качества подготовки кадров по реализуемым специальностям на основе демонстрационного экзамена.
Приобретаемое оборудование, средства обучения, лицензионное программное обеспечение позволят разрабатывать и распространять новые образовательные технологии и формы опережающей профессиональной подготовки, а именно:
- внедрение системы эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям педагогического профиля, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза Ворлдскиллдс Россия;
- подготовку квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия;
- обеспечить условия получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- внедрение механизмов сетевого взаимодействия для создания условий для совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по перспективным направлениям компетенций.
3. В настоящее время объективной закономерностью стало возрастание значимости среднего профессионального образования, это связано с повышением научно-технического уровня производства и социальной сферы, изменением профессионально-квалифицированной структуры рынка труда. Это подтверждают и мировые тенденции, показывающие, что специалисты среднего звена должны стать основным звеном практической профессиональной деятельности, а система среднего профессионального образования - ведущим производителем кадрового потенциала производственных сил.
Кроме того, система среднего профессионального образования должна не только связать начальный и высший уровень образования, но и обеспечивать преемственность между различными ступенями и профилями профессионального образования, что позволит обеспечить социально-экономический заказ, осуществляя подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Республики Адыгея "Майкопский медицинский колледж" (далее - ГБПОО РА "Майкопский медицинский колледж", колледж, организация) одно из старейших учебных заведений, ведущих подготовку кадров для лечебных и лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея и Краснодарского края.
Образовательной организацией подготовлено более 20 тысяч специалистов для здравоохранения региона и Российской Федерации в целом.
Выбранное направление для создания (обновления) материально-технической базы в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образовании)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" - Социальная сфера, нацелено на подготовку специалистов в социальной сфере.
Специальности, входящие в заявленную группу, и приоритетные группы компетенций для которых будут проводиться мероприятия по обновлению и модернизации материально-технической базы ГБПОО РА "Майкопский медицинский колледж":
31.02.01 Лечебное дело - компетенция Лечебная деятельность;
34.02.01 Сестринское дело - компетенция Медицинский и социальный уход;
31.02.03 Лабораторная диагностика - компетенция Лабораторный медицинский анализ.
В рамках стратегического периода социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года ключевое внимание будет уделяться повышению уровня жизни населения Республики Адыгея. Целью государственной политики в сфере здравоохранения является увеличение продолжительности жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения. Одним из приоритетов Республики Адыгея в сфере здравоохранения является - совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее, в том числе устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Основной целью системы профессионального образования является:
- повышение эффективности и качества услуг (работ) в сфере здравоохранения в Республике Адыгея;
- обеспечение выполнения государственного задания в части подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием для медицинских организаций Республики Адыгея;
- обеспечение трудоустройства выпускников колледжа в учреждениях здравоохранения Республики Адыгея;
- создание организационной модели образовательного процесса, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций специалиста в соответствии с требованиями основных профессиональных образовательных программ;
- внедрение системы оценки и аккредитации выпускников колледжа к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.
Согласно ожидаемым результатам государственной программы Республики Адыгея "Развитие здравоохранения", подпрограммы "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении", к 2024 году увеличение численности средних медицинских работников, работающих в государственных медицинских организациях, должно достигнуть цифры 4 491.
Квалифицированные средние медицинские работники представляют самую многочисленную категорию специалистов, предоставляющих целый ряд услуг в различных отраслях системы здравоохранения.
Медицинские сестры оказывают помощь по социальной поддержке пациентов и их семей, несут ответственность за профессиональную работу с пациентом, стремятся полностью удовлетворить его потребности, осуществляют поддержку на достойном уровне физического и психосоциального состояния, обеспечивают уход и реабилитацию. Специалисты в компетенции Медицинский и социальный уход в настоящее время достаточно востребованы на рынке труда Республики Адыгея. Потенциальными работодателями выступают учреждения здравоохранения и организации, оказывающие услуги населению в сфере социального обслуживания.
Будущее практического здравоохранения страны во многом зависит от развития лабораторной диагностики. В связи с этим нельзя переоценить роль подготовки квалифицированных специалистов - медицинских лабораторных техников. Ведь лабораторное обследование пациента имеет большое значение в постановке диагноза, наблюдении за процессом лечения и эффективности терапии.
Специалисты в компетенции Лабораторный медицинский анализ - основное звено в диагностике и лечении заболеваний. Районные поликлиники, больницы, диагностические центры, центры гигиены и эпидемиологии, судебно-медицинской экспертизы - вот неполный перечень учреждений Республики Адыгея, остро нуждающихся в его знаниях и умениях.
Актуальность профессии фельдшера будет сохраняться до тех пор, пока люди не перестанут нуждаться в квалифицированной врачебной помощи. Разносторонние знания и навыки, которыми обладает специалист по компетенции Лечебная деятельность, открывают широкие горизонты. От умений и знаний фельдшера зависит здоровье жителей небольших населенных пунктов. Фельдшера высоко востребованы на станциях скорой помощи, в амбулаториях, в фельдшерско-акушерских пунктах нашей республики.
Современная миссия медицинского колледжа заключается в подготовке профессионально-компетентных, конкурентоспособных специалистов, способных к эффективной работе по специальности, на основе гармоничного сочетания высокого качества обучения и эффективности оценки результатов.
ГБПОО РА "Майкопский медицинский колледж" связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе прохождения практик.
Колледж имеет более 10 договоров с наиболее оснащёнными медицинскими организациями Республики Адыгея на прохождение практических занятий, данные организации являются непосредственными работодателями будущих выпускников:
ГБПОО РА "Майкопский медицинский колледж" ежегодно повышает кадровое обеспечение медицинских организаций Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушетии, Чеченской и Карачаево-Черкесской Республик и Краснодарского края, устраняет дефицит средних медицинских работниках и способствует закреплению в отрасли молодых специалистов.
Создание (обновление) материально-технической базы по компетенциям Лечебная деятельность, Медицинский и социальный уход, Лабораторный медицинский анализ на базе ГБПОО РА "Майкопский медицинский колледж" предоставит возможность внедрения современных образовательных технологий, апробированных в отечественной практике и за рубежом, а также:
- повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту граждан Российской Федерации;
- создать инновационные условия для профессионального становления и роста студентов, программ подготовки специалистов среднего звена, а также методик и алгоритмов, направленных на обеспечение высококвалифицированными кадрами медицинских организаций Республики Адыгея;
- повысить качество профессиональной подготовки.
Основными задачами деятельности мастерских по приоритетной группе компетенций являются:
- формирование методического и педагогического опыта по направлениям с учетом инновационной модели WorldSkills Russia в Республике Адыгея;
- использование мастерских как площадок для подготовки к конкурсам профессионального мастерства;
- повышение уровня профессиональных навыков и развитие соответствующих компетенций в Республики Адыгея;
- развитие стратегического партнерства с организациями и учреждениями Республики Адыгея;
- популяризация профессий медицинская сестра, фельдшер, лабораторный медицинский техник.
- использование созданных мастерских для подготовки к аккредитации выпускников;
Выпускники, прошедшие все этапы аккредитации получат возможность:
а) одновременно подтвердить соответствие своей квалификации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и требованиям международных стандартов WorldSkills Russia без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным работодателями, и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из профессиональной образовательной организации;
в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемую медицинской организацией.
Для медицинских профессиональных образовательных организаций аккредитация выпускников - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления дальнейшего развития.
Представители медицинских организаций, участвующих в аккредитации выпускников, смогут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить возможности профессиональной образовательной организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
Создание мастерских по приоритетной группе компетенций позволит:
- создать центр проведения демонстрационного экзамена, как структурного подразделения колледжа, для расширения линейки актуальных программ профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров и программ обучения населения в соответствии со стандартами WorldSkills Russia;
- продолжить участие в региональных чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) по компетенциям: Медицинский и социальный уход, Лечебная деятельность, Лабораторный медицинский анализ;
- внедрить современные технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и дополнительных профессиональных программ, в том числе на основе сетевой формы реализации образовательных программ:
- реализовать условия для дистанционного обучения;
- пройти аккредитацию созданных мастерских по приоритетной группе компетенций в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills Russia;
- обучить экспертов и профессионально развивать экспертное сообщество региона по приоритетным компетенциям;
- расширить портфель актуальных программ дополнительного образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) по востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.
4. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Майкопский политехнический техникум" (далее - ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум", техникум, организация) реализует программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена, в том числе для транспортной и строительной инфраструктур.
Образовательная организация расположена в сельской местности (станица Ханская муниципального образования "Город Майкоп").
ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум" является Региональным координационным центром движения "Ворлдскиллс" в Республике Адыгея, а также площадкой проведения регионального чемпионата Ворлдскиллс Россия по компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей.
Создание (обновление) материально-технической базы по направлению 4: Обслуживание транспорта и логистика по следующим компетенциям:
- Кузовной ремонт;
- Обслуживание грузовой техники;
- Управление автогрейдером;
- Управление экскаватором позволит улучшить условия для практической подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, востребованных на рынке труда в соответствии с передовыми технологиями отрасли.
Задачами обновления материально-технической базы являются:
- создание в ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум" лабораторий и мастерских, оснащенных современным оборудованием, с целью аккредитации в качестве специализированного центра компетенций по стандартам Ворлдскиллс;
- аккредитация центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по выбранной приоритетной группе направлений;
- внедрение современных технологий оценки качества подготовки выпускников СПО на основе демонстрационного экзамена;
- внедрение современных технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе на основе сетевой формы и цифровых технологий реализации программ;
- расширение портфеля актуальных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года;
- разработка и реализация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для получения статуса эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена с сертификацией на базе создаваемых мастерских, с использованием сетевых и дистанционных форм;
- вовлечение социальных партнёров в процедуру демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в целях объективной оценки знаний, умений и навыков обучающихся и увеличения показателей трудоустройства выпускников техникума;
- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Решение данных задач позволит техникуму, в том числе:
- внедрить адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы по укрупненной группе профессий 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта, способствующие подготовке высококвалифицированных кадров для технического обслуживания, ремонта автомобильного транспорта и дорожно-эксплуатационных предприятий;
- организовать процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям работодателей;
- позволит организовать обучение взрослого населения Республики Адыгея, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
- проводить государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена со 100% охватом обучающихся;
- организовать сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями Республики Адыгея и прилежащих регионов с целью ведения на базе созданных мастерских элективных курсов.
ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум" осуществляет подготовку квалифицированных кадров для строительной отрасли.
Техникум в 2020 и 2021 годах являлся аккредитованным центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции Кирпичная кладка.
Создание современных мастерских по компетенциям: Бетонные строительные работы и Кирпичная кладка (направление 2: Строительство) позволит вывести подготовку кадров для обеспечения потребностей экономики Республики Адыгея на качественно новый уровень.
Для решения данной задачи необходимо:
- оснастить мастерские учебно-лабораторным, методическим и производственным оборудованием;
- приобрести программные и методические продукты. Это позволит:
- расширить компетенции для проведения итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена и участия студентов ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум" в чемпионатных мероприятиях по стандартам Ворлдскиллс и Всероссийском олимпиадном движении;
- повысить квалификацию преподавателей и мастеров, участвующих в реализации образовательных программ на базе новых мастерских;
- расширить перечень основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования по приоритетной группе компетенций, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;
- расширить перечень компетенций для реализации программ Академии Ворлдскиллс Россия для преподавателей и мастеров производственного обучения, лиц предпенсионного возраста и профориентационных образовательных программ для обучающихся общеобразовательных организаций в рамках реализации проекта "Билет в будущее" на территории Республики Адыгея;
- стать аккредитованным Специализированным центром по соответствующим компетенциям по стандартам Ворлдскиллс;
- расширить сетевое взаимодействие с образовательными организациями разных уровней.
5. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум" (далее - ГБПОУ РА "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум", техникум, организация) более двадцати лет осуществляет подготовку кадров для транспортной отрасли по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Техникум имеет минимальную материально-техническую базу для организации чемпионатов и демонстрационного экзамена, что позволяет решать задачи качественной подготовки специалистов и формирования отдельных компетенций обучающихся.
Однако, для участия в чемпионатах Ворлдскиллс, проведения демонстрационного экзамена в соответствии с инфраструктурными листами, для моделирования реальных производственных условий, на уровне профстандартов, лучшего отечественного опыта необходимо создать современные условия с учетом брендирования мастерских.
В создании мастерских заинтересованы различные предприятия и организации муниципального образования "Красногвардейский район".
Оснащение мастерских современной материально-технической базой по компетенциям Кузовной ремонт и Окраска автомобиля позволит:
- создать и реализовывать гибкие, адаптивные, практико-ориентированные образовательные программы по наиболее востребованным и перспективным компетенциям и профессиям (ТОП-50 и "ТОП-Регион");
- аккредитовать центры проведения демонстрационного экзамена по компетенциям Ворлдскиллс: Кузовной ремонт, Окраска автомобиля и в дальнейшем создать региональную площадку чемпионата "Молодые профессионалы" Республики Адыгея по данному профилю;
- создать площадку для сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями с целью реализации мероприятий в рамках профориентационной работы в муниципальном образовании;
- создать площадку для проведения конкурсов профессионального мастерства и проведения процедур аттестации педагогических работников;
- совместно с организациями-работодателями, через заключение договоров о сетевом взаимодействии, создать площадку в целях проведения независимой оценки квалификаций;
- организовать обучение взрослого населения и реализовать новые программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года необходимо обеспечить уровень и качество подготовки (переподготовки) квалифицированных кадров в области строительства. На сегодняшний день и ближайшую перспективу будет сохранен высокий спрос на специалистов этой сферы.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Адыгея является развитие строительного комплекса, это должно содействовать улучшению жилищных условий и повышению доступности жилья. Для успешного решения задачи обеспечения строительного комплекса республики высококвалифицированными кадрами, способными реализовать современные эффективные технологии строительного производства, требуется укрепление, развитие и совершенствование материально-технических условий осуществления образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях.
В Республике Адыгея определены приоритетные группы и перечни компетенций, по которым в регионе должно проводиться оснащение мастерских современной материально-технической базой, в том числе по строительным компетенциям.
ГБПОУ РА "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум" является одной из образовательных организаций среднего профессионального образования Республики Адыгея осуществляющей подготовку кадров по направлению подготовки Строительство.
С 2016 года обучающиеся техникума принимают участие в региональном чемпионате "Молодые профессионалы" Республики Адыгея Ворлдскиллс Россия по компетенции Сварочные технологии, реализуемой в рамках подготовки кадров по направлению Строительство.
Техникум ведет подготовку квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, также имеет лицензию на ведение образовательной деятельности по профессии из перечня ТОП-50: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
В условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и потребностей экономики региона у ГБПОУ РА "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум" возникает необходимость обеспечения подготовки кадров нового формата, владеющего набором необходимых работодателю компетенций и высоким уровнем профессионализма. Сравнительный анализ материально-технической базы техникума и требований инфраструктурных листов Ворлдскиллс по компетенциям: Бетонные строительные работы и Кирпичная кладка показал необходимость модернизации мастерских.
Обновление материально-технической базы по данным компетенциям позволит использовать новые методы обучения и организации учебной деятельности, повысить профессиональное мастерство педагогических работников.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года туризм занимает особое место, что стимулирует развитие сферы услуг, сервиса. Для познавательного, этнографического, исторического и гастрономического туризма привлекаются все муниципальные образования республики, в том числе и муниципальное образование "Красногвардейский район". Существуют определенные требования к развитию инфраструктуры региона, как туристического объекта, ориентированного под непосредственный запрос рынка и обеспечивающий квалифицированными кадрами экономику Республики Адыгея, ее перестройку и определение направления развития производства и услуг в приоритетных отраслях.
Техникум ведет подготовку кадров по направлению "Искусство, дизайн и сфера услуг". Для успешного решения задачи обеспечения республики высококвалифицированными кадрами, способными реализовать современные эффективные технологии, требуется укрепление, развитие и совершенствование материально-технических условий осуществления образовательного процесса в ГБПОУ РА "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум".
С 2016 года организация является площадкой для проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы" Республики Адыгея Ворлдскиллс Россия по компетенции Поварское дело, с 2018 года на площадке техникума региональный чемпионат "Молодые профессионалы" Республики Адыгея проводится для юниоров, а с 2019 года - и для категории 50+ ("Навыки мудрых").
С 2017 года с учетом требований инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по компетенции Поварское дело оснащаются лаборатории техникума. В 2019 году ГБПОУ РА "Красногвардейский аграрно-промышленный техникум" прошел предварительный квалификационный отбор на оказание образовательных услуг или услуг по проведению практических мероприятий в рамках реализации проектов и программ Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" по компетенции Поварское дело, что позволило реализовать программу профессионального обучения для граждан предпенсионного возраста.
С 2018 года мастера производственного обучения проходят обучение по программам Ворлдскиллс Россия по компетенции Поварское дело на право проведения регионального чемпионата и демонстрационного экзамена.
Удовлетворяя запросы работодателей в подготовке специалистов, техникум планирует организовать мастерские, оснащенные современной материально-технической базой для расширения линейки актуальных программ профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров и программ обучения населения в соответствии со стандартами Ворлдскиллс:
- создание по каждой компетенции не менее 5 рабочих мест для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс;
- брендирование мастерских с разработкой логотипов с системой фирменных цветов и фирменного шрифта;
- введение дополнительных дидактических единиц в содержание обучения для расширения компетенций выпускников;
- разработку и реализацию гибких и актуальных программ профессионального и дополнительного обучения специалистов и населения, по заявкам работодателей;
- моделирование реальных производственных условий, для выполнения практических работ и заданий в соответствии с инфраструктурным листом Ворлдскиллс.
6. Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Адыгейский государственный университет" (далее - Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет", колледж, организация) сегодня - это более 2 400 студентов, 20 программ среднего профессионального образования, 6 из которых из числа ТОП-50, 4 аккредитованных центра проведения демонстрационного экзамена, участник региональных конкурсов Ворлдскиллс по 15 компетенциям, а студенты неоднократные победители региональных этапов и участники национального чемпионата. Экспертное сообщество колледжа включает экспертов с правом проведения регионального чемпионата Ворлдскиллс и оценки демонстрационного экзамена.
Колледж выступает площадкой проведения регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", а также для проведения чемпионата по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" в возрастной категории "Навыки мудрых", является участником проекта "Билет в будущее".
Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет" обладает площадью более 12 000 м, что позволяет создать 35 мастерских общей площадью 5 767 м2. Инфраструктура колледжа включает 3 спортивных зала, современный физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, полосу препятствий и стадионы с открытыми площадками для командных игр.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203) в Республике Адыгея активно внедряются информационно-коммуникационные системы, 69,4% населения являются пользователями информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
В перечень наиболее востребованных и приоритетных профессий (навыков, компетенций) на рынке труда Республики Адыгея (утверждено Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея, приказ N 01/2-21 от 14.02.2019) входят: программист; специалист по информационным системам; сетевой и системный администратор; администратор баз данных; специалист по информационной безопасности.
С 2017 года в колледже ведется подготовка по программе среднего профессионального образования 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, а с 2018 года реализуются специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящие в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
На территории Республики Адыгея только в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет" реализуются образовательные программы по востребованным на рынке труда специальностям 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем и 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Для повышения качества подготовки специалистов по указанным специальностям среднего профессионального образования, колледжу требуется соответствие материально-технической базы современным требованиям по приоритетному направлению создания мастерских - Информационные и коммуникационные технологии по следующим компетенциям:
- Веб-дизайн и разработка;
- ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8";
- Интернет вещей;
- Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности;
- Машинное обучение и большие данные;
- Облачные технологии;
- Программные решения для бизнеса;
- Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений;
- Разработка мобильных приложений;
- Сетевое и системное администрирование.
Подготовка кадров в колледже по направлению создания мастерских Социальная сфера по компетенциям Правоохранительная деятельность (Полицейский), Физическая культура, спорт и фитнес, Спасательные работы, Социальная работа, Фармацевтика на основе внедрения стандартов Ворлдскиллс Россия отвечает одной из задач развития социальной сферы в рамках Стратегической цели Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Это позволяет колледжу быть лидером в регионе. Студенты колледжа являются неоднократными победителями и призерами региональных и отборочных чемпионатов Ворлдскиллс Россия и участниками Национального чемпионата по компетенциям "Правоохранительная деятельность (Полицейский)" и "Физическая культура, спорт и фитнес".
Создание (обновление) мастерских по направлению 1: Искусство, дизайн и сфера услуг по компетенциям Туризм, Администрирование отеля, Ресторанный сервис, Кондитерское дело, Поварское дело, Хлебопечение, Компьютерное моделирование швейных изделий (Цифровой модельер, Технологии моды на основе внедрения стандартов Ворлдскиллс Россия отвечает Стратегической цели "Всесезонный центр активного, экологического, познавательного, событийного, лечебно-оздоровительного туризма, детского, молодежного и семейного отдыха, один из популярнейших центров туризма России и важный элемент туристско-рекреационного кластера Южного полюса роста, эффективно использующий уникальный рекреационный потенциал и выгодное географическое положение территории" Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года.
Подготовка кадров по направлению создания мастерских Строительство по компетенциям Геопространственные технологии, Кирпичная кладка, Малярные и декоративные работы, Облицовка плиткой, Плотницкое дело, Столярное дело, Сухое строительство и штукатурные работы, Технологии информационного моделирования BIM на основе внедрения стандартов Ворлдскиллс Россия отвечает Стратегической цели "Эффективная конкурентоспособная строительная отрасль, обеспечивающая высокое качество и доступность современной жилой и коммерческой недвижимости" Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года
Подготовка кадров в колледже по направлению создания мастерских Обслуживание транспорта и логистика по компетенциям Кузовной ремонт, Обслуживание грузовой техники, Окраска автомобиля, Ремонт и обслуживание легковых автомобилей на основе внедрения стандартов Ворлдскиллс Россия отвечает потребности рынка труда Республики Адыгея в специалистах по виду экономической деятельности "Транспорт".
Обновление материально-технической базы колледжа, обеспечит:
- удовлетворение кадровой потребности Республики Адыгея;
- достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Образование";
- увеличение количества аккредитованных площадок для проведения демонстрационного экзамена;
- возможность создания специализированных центров компетенций по направлениям "Искусство, дизайн и сфера услуг", "Строительство", "Информационно-коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика" и "Социальная сфера";
- расширение портфеля реализуемых программ дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессионального обучения;
- реализацию образовательных программ по компетенциям Future Skills и индивидуальных образовательных траекторий;
- популяризацию профессий и специальностей среднего профессионального образования за счет проведения профориентационных мероприятий на базе мастерских, отвечающих современным вызовам времени.
7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Майкопский государственный технологический университет" (далее - ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет", университет, образовательная организация) осуществляет образовательную деятельность, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования. Данные программы реализуются в политехническом колледже ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" и политехническом колледже филиала ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" в п. Яблоновском.
Для создания (обновления) материально-технической базы мастерских по направлению 1: Искусство, дизайн и сфера услуг, выбрана следующая приоритетная группа компетенций:
- Кондитерское дело;
- Поварское дело;
- Ресторанный сервис;
- Хлебопечение.
Специальность среднего профессионального образования 43.02.15 Поварское и кондитерское дело реализуется в политехническом колледже ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" с 2018 года и входит в перечень ТОП-50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. В рамках данной специальности политехнический колледж готовит специалистов по компетенциям Поварское дело, Кондитерское дело, Ресторанный сервис, Хлебопечение. Для эффективного ведения образовательного процесса и подготовки кадров на уровне передовых технологий, в том числе стандартов Ворлдскиллс Россия, необходимо наличие мастерских, оснащенных современной материально-технической базой.
По итогам реализации мероприятий по обновлению (созданию) мастерских по приоритетной группе компетенций в политехническом колледже будут пересмотрены и обновлены программы профессиональной подготовки обучающихся по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, разработаны дополнительные профессиональные программы по профессиям "Повар", "Кондитер", "Официант", "Бармен", созданы программы повышения квалификации по востребованной тематике, в том числе: Оператор ПЭВМ со знанием "1С: Общепит", "Основы профессиональной деятельности официанта", программы повышения квалификации по профессиям кондитер и повар, в том числе адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Проведенная модернизация создаст условия для реализации образовательных программ для взрослого населения: программа профессиональной переподготовки по рабочим профессиям "Кондитер", "Повар", по рабочей специальности "Технолог общественного питания", программа повышения квалификации по модулю "Организация обслуживания в баре" (бармен).
Приобретенное оборудование позволит разработать и реализовывать программы повышения квалификации для педагогических работников, реализующих специальность 43.02.01 Поварское и кондитерское дело: "Демонстрационный экзамен как инновационная форма оценивания общих и профессиональных компетенций в СПО", "Практика и методика подготовки кадров с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия для проведения демонстрационного экзамена по компетенциям "Кондитерское дело", "Поварское дело", "Хлебопечение", дополнительная профессиональная программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения "Проектирование и реализация образовательных программ СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям, специальностям на основе ФГОС по ТОП-50" и другие.
Также в политехническом колледже филиала ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" в п. Яблоновском планируется создание мастерской по компетенции Поварское дело и выполнение всех запланированных мероприятий.
Для создания (обновления) материально-технической базы мастерских по направлению 2: Строительство, выбрана следующая приоритетная группа компетенций:
- Малярные и декоративные работы;
- Облицовка плиткой;
- Сухое строительство и штукатурные работы;
- Электромонтаж.
По итогам реализации мероприятий по обновлению (созданию) мастерских по приоритетной группе компетенций в политехническом колледже будут пересмотрены и обновлены программы профессиональной подготовки обучающихся по специальностям 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработаны программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, 08.01.17 Электромонтажник-наладчик, 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования 08.01.06 Мастер сухого строительства, 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, а также дополнительные профессиональные программы по профессиям "Электромонтажник по освещению и осветительным сетям", "Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию", "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования", "Облицовщик-плиточник", созданы программы повышения квалификации по перечисленным профессиям, в том числе адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Проведенная модернизация создаст условия для реализации образовательных программ для взрослого населения: программа профессиональной переподготовки по рабочим профессиям "Облицовщик-плиточник", "Штукатур", "Монтажник каркасно-обшивных конструкций".
Приобретенное оборудование позволит разработать и реализовывать программы повышения квалификации для педагогических работников, реализующих специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий: "Демонстрационный экзамен как инновационная форма оценивания общих и профессиональных компетенций в СПО", "Практика и методика подготовки кадров с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия для проведения демонстрационного экзамена по компетенциям "Кирпичная кладка", "Малярные и декоративные работы", "Облицовка плиткой", "Сухое строительство и штукатурные работы", "Электромонтаж", дополнительная профессиональная программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения "Проектирование и реализация образовательных программ СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям, специальностям на основе актуализированных ФГОС" и другие.
Для создания (обновления) материально-технической базы мастерских по направлению 3: Информационные коммуникационные технологии, выбрана следующая приоритетная группа компетенций:
- Веб-дизайн и разработка;
- ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С:Предприятие 8";
- Машинное обучение и большие данные;
- Программные решения для бизнеса.
Результаты сравнительного анализа материально-технического обеспечения политехнического колледжа ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" и требований инфраструктурных листов Ворлдскиллс по компетенциям Веб-дизайн и разработка, ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8", Программные решения для бизнеса позволили выявить дефициты в компьютерном и техническом оснащении, оснащении оборудованием и мебелью, программными и методическими материалами. На основании результатов анализа требований федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ к материально-техническому оснащению процесса обучения по специальностям 09.02.07 Информационные системы и программирование установлено, что имеются дефициты в материально-техническом обеспечении учебных кабинетов, лабораторий и мастерских.
Специальность среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование входит в перечень ТОП-50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. В рамках данной специальности университет готовит специалистов по компетенциям Веб-дизайн и разработка, ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8", Программные решения для бизнеса.
Приобретение нового оборудования позволит обновить содержание основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в соответствии с потребностями работодателя и заявленными компетенциями по квалификации "Программист" согласно федеральному государственному образовательному стандарту.
Для лиц, не имеющих профессионального образования, в том числе для лиц с ОВЗ, будут разработаны дополнительные программы профессиональной подготовки: WEB-разработка, Система автоматизированного проектирования CAD, MOBILE-разработчик, HTML-верстальщик, Системный программист, IT-специалист, 1С: Предприятие 8, 1С: Бухгалтерия 8.
В целях организации и внедрения дополнительных образовательных программ будут разработаны программы дополнительного образования для детей и взрослых: Основы графического дизайна, Основы HTML, Основы WEB-дизайна, Цифровая грамотность населения, Информационная безопасность в сети Интернет. Перечисленные дополнительные программы будут реализованы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для лиц имеющих среднее профессиональное или высшее образование планируется разработка короткой программы переподготовки, в том числе для лиц с ОВЗ, с учетом использования дистанционных образовательных технологий по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование по 7 квалификациям: Администратор баз данных; Специалист по тестированию программного обеспечения; Программист; Технический писатель; Специалист по информационным системам; Специалист по информационным ресурсам; Разработчик веб и мультимедийных приложений.
С помощью нового оборудования будет возможность разработать и реализовать программы курсов повышения квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Цифровые компетенции современного преподавателя, Разработка мобильных приложений в СПО, Использование IT-решений в преподавании профессиональных дисциплин, Разработка обучающих компьютерных игр в преподавании дисциплин, Создание электронных образовательных ресурсов преподавателя на основе WEB - технологий, Координатор образовательной онлайн-платформы, Методическое обеспечение организации и внедрения онлайн-курсов.
Модернизация материально-технической базы повлечет обновление учебно-методических комплексов, учебных планов, рабочих программ дисциплин, междисциплинарных курсов (далее - МДК), профессиональных модулей (далее - ПМ), программ учебных и производственных практик, разработку качественно новых контрольно-оценочных материалов, в том числе материалов для проведения демонстрационного экзамена. Появится возможность проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
В политехническом колледже филиала ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" в п. Яблоновском планируется создание мастерской по компетенции ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С Предприятие 8" и выполнение всех запланированных мероприятий.
Для создания (обновления) материально-технической базы мастерских по направлению 4: Обслуживание транспорта и логистика, выбрана следующая приоритетная группа компетенций:
- Кузовной ремонт;
- Ремонт и обслуживание легковых автомобилей;
- Экспедирование грузов.
По итогам реализации мероприятий по созданию (обновлению) материально-технической базы мастерских в политехническом колледже ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" будут обновлены программы профессиональной подготовки обучающихся по специальностям 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по отраслям) и 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, а также дополнительные профессиональные программы "Водитель транспортных средств категории В и С", "Слесарь по ремонту автомобилей", дополнительные профессиональные программы по профессиям "Кузовной ремонт", "Юный автомобилист", созданы программы повышения квалификации по перечисленным профессиям, в том числе адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В политехническом колледже филиала ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" в п. Яблоновском планируется создание мастерской по компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей и выполнение всех запланированных мероприятий.
Для создания (обновления) материально-технической базы мастерских по направлению 7: Социальная сфера, выбрана следующая приоритетная группа компетенций:
- Фармацевтика;
- Лабораторный медицинский анализ;
- Лечебная деятельность;
- Медицинский и социальный уход.
Мастерские по направлению Социальная сфера воссоздадут реальные производственные условия, обеспечат подготовку медицинских работников среднего звена в соответствии с международными стандартами ухода за пациентом и с учетом принципов эргономики. Современное оборудование позволит оптимизировать трудовые действия в смоделированной профессиональной ситуации, отработать навыки ухода, внедрить симуляционные методики обучения. Мастерские будет являться платформой для проведения практических занятий при подготовке по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика, 34.02.01 Сестринское дело; 33.02.01 Фармация, а также по программам профессионального обучения, повышения квалификации средних медицинских работников, педагогических работников, программам дополнительного образования детей и взрослых:
для лиц, имеющих среднее общее образование:
- "Подготовка младших медицинских сестер по уходу за больными";
- "Подготовка младшего медицинского персонала (санитарка, санитарка-мойщица)";
- для обучающихся старших классов в целях профессиональной ориентации: "Младшая медицинская сестра";
- для лиц предпенсионного возраста по профессии: "Младшая медицинская сестра по уходу за больными (компетенция "Медицинский и социальный уход")".
Обеспечит совершенствование манипуляций на всех этапах обучения медицинских сестер и младших медицинских сестер по уходу за больными во избежание ошибок, которые влекут жизнеугрожающие последствия. Оборудованные зоны, согласно сферам медицинского и социального ухода, в условиях: стационара, хосписа, дневного стационара, домашних условиях, центре сестринского ухода, обучение в домашних условиях, создадут возможность проведения профориентационных мероприятий для обучающихся образовательных организаций, в том числе с целью получения первой профессии. Мастерские по заявленной группе компетенций социальной сферы послужат базовой площадкой для региональных конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, профориентационных мероприятий для школьников, повышения квалификации педагогических работников, площадкой для проведения демонстрационного экзамена.
Выпускники специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика, 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация всегда востребованы на рынке труда Республики Адыгея и Краснодарского края.
Приобретенное оборудование позволит разработать и реализовывать программы повышения квалификации, в том числе для взрослого населения по востребованной тематике: "Сестринское дело", "Младшая медицинская сестра по уходу за больными", "Фармация".
Созданные (обновленные) мастерские по всем компетенциям будут использованы для подготовки к республиканским, национальным и международным чемпионатам "Молодые профессионалы" Ворлдскиллс Россия по заявленным компетенциям.
В политехническом колледже филиала ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" в п. Яблоновском планируется создание мастерских по компетенциям Фармацевтика и Медицинский и социальный уход, также выполнение всех запланированных мероприятий.
Приобретенное оборудование позволит шире внедрить электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, совершенствовать реализацию интерактивных онлайн курсов с элементами игрового обучения, создать площадки для проведения обучающих мероприятий (семинаров, консультаций, форумов, конференций, "круглых столов") по вопросам системы оценки качества профессионального образования, актуализации и модернизации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами и международными требованиями движения Ворлдскиллс, проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
В ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет" реализуется сетевое взаимодействие с образовательными организациями Республики Адыгея, социальными партнерами: начиная с 2018 года обучающиеся общеобразовательных организаций ежегодно привлекаются для проведения практикумов по дисциплинам различных специальностей среднего профессионального образования.
Таким образом, обновление материально-технической базы позволит работодателям получить, с одной стороны высококвалифицированных специалистов - выпускников политехнического колледжа ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет", освоивших профессиональные компетенции на современном оборудовании, с другой стороны, - повысить профессиональное мастерство действующих специалистов через реализуемые программы дополнительного образования.
Распространение полученного в результате модернизации опыта предполагается через проведение семинаров - практикумов, мастер-классов (не менее 10), с охватом - 100 педагогических работников; организация не менее 1 выставки профессионального образования; в обязательном порядке планируется освещение мероприятий, проводимых с использованием созданных (обновленных) мастерских.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.