Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ивановой Н.Н. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Оазис" (ОГРН 1026700974607, г. Ярцево, 338 км а/д Москва-Минск, 215800) |
Баландиной В.В. доверенность от 23.06.2010 сроком 3 года; |
от Ярцевского районного Совета депутатов (ОГРН 1056715151657, г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9, 215800)
от администрации муниципального образования "Ярцевский район Смоленской области" (г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9, 215800)
от прокуратуры Смоленской области (г. Смоленск, ул. Дохтурова, д. 2, 214000) |
Гращенко К.А., решение N 24 от 11.03.11;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Бисиркиной И.И. служебное удостоверение ТО N 112501 от 10.01.2012; |
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Оазис" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2012 (судьи Печорина В.А., Яковенкова В.В.) по делу N А62-3368/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Оазис" (далее - ЗАО "Оазис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Ярцевскому районному Совету депутатов (далее - Ярцевский районный Совет) о признании недействующими положений пунктов 5.3, 6 полностью, пункта 7 (в части земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта) "Базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", утвержденных Решением Ярцевского районного Совета депутатов от 30.04.2009 N 29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области; в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в процесс вступил прокурор Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2013 г. в удовлетворении заявления отказано. Оспариваемые положения нормативного акта признаны соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Оазис" обжаловало решение в кассационном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Ярцевский районный Совет просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным. Прокуратура Смоленской области в отзыве просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что вывод суда о соответствии оспариваемого нормативного акта законодательным актам, имеющим большую юридическую силу, является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ЗАО "Оазис" поддержал жалобу по основаниям, в ней изложенным.
Глава Ярцевского районного Совета и представитель прокуратуры поддержали отзывы на кассационную жалобу.
Администрация представителя в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции полагает, что решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Оазис" по договору с администрацией Ярцевского района от 29 марта 1999 г. с дополнительными соглашениями арендует следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 67:25:00103:34 площадью 2095 кв.м. с разрешенным использованием под станцию технического обслуживания с административно-бытовым корпусом. Ставка по данному виду разрешенного использования составляет 1,9% от кадастровой стоимости земельного участка, арендная плата в год составляет 121 057 руб. 70 коп. в год.
- с кадастровым номером 67:25:0010307:102, разрешенное использование - под гостиничный комплекс. Ставка по данному виду разрешенного использования составляет 1,1% от кадастровой стоимости земельного участка, арендная плата в год составляет 1 029 927,96 руб.
- с кадастровым номером 67:25:0010307:58, площадью 4770 кв.м., разрешенное использование - под теннисный корт. Ставка арендной платы составляет 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, арендная плата в год составляет 46 717,14 руб.
Администрацией Смоленской области принято Постановление от 10.03.2009 N 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" (далее - Положение N 118).
Согласно пункту 1 указанного выше Положения размер арендной платы определяется на основе государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Положения N 118 размеры ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Во исполнение Постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 Ярцевским районным Советом депутатов принято Решение от 30.04.2009 N 29 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области".
Ставки арендной платы, примененные к земельным участкам Общества под станцией технического обслуживания с административно-бытовым корпусом, гостиничным комплексом и теннисным кортом определены, соответственно, пунктами 5.3, 6 и 7 Постановления N 118.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 5.3, 6 и 7 Решения Ярцевского районного Совета депутатов Смоленской области от 30.04.2009 N 29
Несоблюдение Ярцевским районным Советом при установлении ставок принципа экономической обоснованности, по мнению ЗАО "Оазис" влекущего нарушение прав и законных интересов Общества, послужило основанием обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд сослался на положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, а также принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О ставки арендной платы должны приниматься с учетом их экономической обоснованности.
Суд пришел выводам о том, что при утверждении ставок аренды Ярцевским районным советом были соблюдены названные положения, однако этот вывод сделан при неполном исследовании материалов дела.
Так, в дело представлено финансово-экономическое обоснование, по тексту которого имеются сведения об увеличении базы для расчета арендной платы (кадастровой стоимости) по одним видам разрешенного использования и уменьшения по другим. Отмечено, что предлагаемые ставки арендной платы учитывают, насколько это возможно, изменение кадастровой стоимости земельных участков и либо оставлены на уровне 2008 года, либо уменьшены. Указано, что тем не менее, годовая сумма арендной платы увеличится. Фактически в документе изложена констатация тех результатов, к которым пришел экономист, и не представляется возможным установить, какие мотивы принимались во внимание при всех указанных обстоятельствах при выборе коэффициента по каждому виду разрешенного использования.
Приложенное сравнение различных ставок арендной платы между собой (по видам разрешенного использования) на данный вопрос ответа не дает, никакой полезной относимой к делу информации в себе не несет.
Объяснений лиц, участвующих в деле, по тексту данного документа судом не истребовано, в то время как представитель Ярцевского районного Совета в заседании суда кассационной инстанции дал пояснения, что при установлении ставок планировалось компенсировать резкое увеличение кадастровой стоимости установлением более низких ставок арендной платы, а ООО "Оазис" в кассационной жалобе утверждает, что с принятием названных ставок произошло увеличение в несколько раз арендной платы по сравнению с размером, примененным до принятия решения Ярцевским Советом. Является ли этот результат следствием применения в качестве базы расчета высокого удельного показателя кадастровой стоимости (УКПС), или установлению ставок действительно предшествовал экономический расчет, определить по имеющимся материалам дела не представляется возможным.
В материалы дела представлены оставленные ООО "БИНОМ" по каждому из трех земельных участков ЗАО "Оазис" отчеты, однако, как правильно указывает заявитель жалобы, они не могут свидетельствовать об экономической обоснованности ставок арендной платы в 2009 году, так как оценка произведена по состоянию на 2012 год (см. раздел 2 отчетов), а не на дату принятия решения Ярцевским районным Советом депутатов.
Следовательно, суд первой инстанции сослался на не относимые к делу отчеты оценщика. Сведений статистических органов, иных доказательств, позволяющих определить, каков уровень рыночной стоимости арендной платы имел место на дату установления ставок арендной платы, судом сторонам представить не предложено.
Между тем, ЗАО "Оазис" указывал как на превышение арендной платы по рассматриваемым в деле видам разрешенного использования в несколько раз по сравнению с установленными до принятия оспариваемого акта, так и на существенное превышение ставками арендных платежей ставок земельного налога, как на несоответствие принципам разумности, справедливости, сочетания публичных и частных интересов.
Судом первой инстанции указанным доводам, изложенным и при обращении заявителя в суд первой инстанции, также оценка не дана. Между тем, проверка доводов заявителя на этот счет требовалась как для установления того, насколько установление ставок арендной платы соответствует принципу дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, учета природных, социальных, экономических и иных факторов, заложенному в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, так и последствий принятия таких ставок для заявителя, доказывающего ссылкой на это обстоятельство нарушение своих прав и законных интересов.
Указанное не позволяет суду кассационной инстанции, в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не обладающему полномочиями по истребованию и оценке доказательств, самостоятельно сделать вывод о том, действительно ли отсутствует экономическое обоснование (экономический расчет) ставок, привело ли это ли к нарушению прав и законных интересов заявителя, в то время как установлением судом указанного обстоятельства в силу статьи 192 АПК РФ является обязательным для определения того, подлежит ли признанию нормативный акт недействующим, или таких оснований не имеется.
Изложенное требует направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции исходя из предмета доказывания по делу и определенного частью 6 статьи 194 АПК РФ бремени доказывания следует предложить Ярцевскому районному Совету представить доказательства наличия экономического расчета каждой из оспариваемых ставок, при отсутствии такового - доказательства соответствия (несоответствия) указанных ставок рыночной стоимости арендной платы на дату принятия нормативного акта, по результатам оценки совокупности указанных доказательств разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2012 по делу N А62-3368/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, а также принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О ставки арендной платы должны приниматься с учетом их экономической обоснованности.
...
Судом первой инстанции указанным доводам, изложенным и при обращении заявителя в суд первой инстанции, также оценка не дана. Между тем, проверка доводов заявителя на этот счет требовалась как для установления того, насколько установление ставок арендной платы соответствует принципу дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, учета природных, социальных, экономических и иных факторов, заложенному в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, так и последствий принятия таких ставок для заявителя, доказывающего ссылкой на это обстоятельство нарушение своих прав и законных интересов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 марта 2013 г. N Ф10-394/13 по делу N А62-3368/2012