Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2401
по проекту федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1114509-7) внесён в Государственную Думу 18 февраля 2021 года депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко; сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко с названием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и был принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года в первом чтении, 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон устанавливает статус Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (в настоящее время - ИАС "Общероссийская база вакансий "Работа в России"). Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - Единая цифровая платформа) является федеральной государственной информационной системой, предназначенной для решения следующих задач:
содействие занятости граждан и повышения мобильности трудовых ресурсов, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде;
создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, авторским договорам, заключённым с физическими лицами;
формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в Российской Федерации.
Единая цифровая платформа состоит из федерального сегмента, региональных сегментов, а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы, а также единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к Единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Федеральным законом предусмотрено расширение полномочий Правительства Российской Федерации в части установления порядка и условий признания гражданина безработным, установления перечня видов информации, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости, а также в части установления требования к подбору подходящей работы и развитию рынка труда в субъектах Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учёт физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
В соответствии с Федеральным законом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает такой предел, обязаны размещать на Единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащённых) для работы инвалидов.
Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.
Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2021 года, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация положений Федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.