Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2390
по проекту федерального закона N 1098066-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1098066-7) внесен в Государственную Думу 21 января 2021 года депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским с названием "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и был принят Государственной Думой 12 мая 2021 года в первом чтении, 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон вносит в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ряд изменений, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов административной ответственности за незаконный оборот оружия, злоупотребление свободой массовой информации и участие в деятельности нежелательных организаций.
В частности, в рамках совершенствования административной ответственности в сфере оборота оружия и в целях отграничения деяний, выразившихся в нарушении установленных правил оборота гражданского оружия, от деяний, связанных с незаконным оборотом такого оружия, Федеральным законом статья 20.10 и часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ излагаются новой редакции. Новой редакцией статьи 20.10 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за незаконный оборот всех видов и типов оружия, а именно за незаконные изготовление, приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, будет квалифицироваться по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ. При этом в соответствии с примечанием 1 к статье 20.10 КоАП РФ лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, будет освобождаться от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей.
Одновременно Федеральным законом вводится административная ответственность за нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами (новая часть 4.4 статьи 20.8 КоАП РФ), а также за нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (новая часть 4.5 статьи 20.8 КоАП РФ).
Кроме того, в отдельные составы правонарушений выделяются: повлекшие утрату оружия нарушения правил перевозки, транспортирования или использования оружия (часть 4 статьи 20.12 КоАП РФ) и правил хранения или ношения оружия гражданами (часть 4.3 статьи 20.8 КоАП РФ), если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния; невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере оборота оружия (часть 7 статьи 19.4 КоАП РФ); невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, в том числе, совершенное повторно (части 36 и 37 статьи 19.5 КоАП РФ).
Федеральным законом также устанавливается годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об оружии (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ), уточняется, что изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии (часть 10 статьи 27.10 КоАП РФ), а также устанавливается, что конфискованное оружие и (или) патроны к оружию подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии (часть 3.1 статьи 32.4 КоАП РФ).
В целях совершенствования административной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации Федеральным законом вносятся изменения в часть 5 статьи 13.15 КоАП РФ, в соответствии с которыми вводится административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и увеличиваются размеры административных штрафов, установленных в настоящее время названной нормой КоАП РФ, за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Одновременно Федеральным законом вносится изменение в часть 2 статьи 13.15 КоАП РФ, которым устанавливается административная ответственность за распространение информации об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена.
Кроме того, статья 20.33 КоАП РФ Федеральным законом излагается в новой редакции, в соответствии с которой административная ответственность устанавливается за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение названных правонарушений должностными лицами - работниками аппаратов избирательных комиссий повлечет дисквалификацию сроком на 1 год. Санкции для иных субъектов ответственности не изменяются.
Одновременно Федеральный закон устанавливает, что лицо, совершившее указанное административное правонарушение, за пределами Российской Федерации подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, если это административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если такое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.33 КоАП РФ, с трех месяцев до двух лет, а также отнесение дел указанной категории к исключительной компетенции судей районных судов.
Для реализации Федерального закона не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.