Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-04/1196
по проекту федерального закона N 1165650-7 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроект был внесен депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком и другими в целях создания дополнительных мер по противодействию проникновению на территорию государства нежелательных организаций и вмешательству иностранных государств во внутренние дела Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), согласно которым обязательному контролю подлежат все операции некоммерческой организации по получению (независимо от источника выплаты средств) или расходованию денежных средств или иного имущества, за исключением операций органов государственной власти, иных государственных органов, государственных и публично-правовых компаний, потребительских кооперативов, государственных (муниципальных) дошкольных или общеобразовательных учреждений, товариществ собственников недвижимости, объединений работодателей, торгово-промышленных палат.
Комитет отмечает, что в соответствии с действующим законодательством обязательному контролю подлежат операции некоммерческих организаций по получению денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также операции по расходованию денежных средств или иного имущества на сумму от 100 тыс. рублей.
Также вводится положение, согласно которому обязательному контролю подлежат операции по получению физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, перевода денежных средств, если они поступают с территории иностранных государств, перечень которых утверждается уполномоченным органом. Данный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Банком России.
Кроме того, Федеральный закон дополняет Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" положением о том, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации, если получены сведения о ее посредничестве при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
При этом вводится запрет на участие граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ, которые вступают в силу с 1 октября 2021 года.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая, что реализация Федерального закона повысит эффективность мер по противодействию вмешательству иностранных государств и организаций во внутренние дела Российской Федерации, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.