Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2407
по проекту федерального закона N 1079629-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1079629-7) внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, Н.И. Рыжаком, А.Б. Выборным и другими 21 декабря 2020 года и принят в первом чтении 18 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия", 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на повышение эффективности государственного управления в сфере оборота оружия и усиление контроля за законностью владения оружием гражданами Российской Федерации, а также оптимизацию его использования юридическими лицами.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") дополняется положениями, уточняющими основные понятия, используемые в данном Федеральном законе, в частности, вводятся термины "гладкоствольное огнестрельное оружие", "нарезное огнестрельное оружие", "спусковой механизм", "ударный механизм", "переделка оружия".
Федеральным законом уточняется процедура обязательного подтверждения соответствия гражданского и служебного оружия; законодательно закрепляется право приобретения в безлицензионном порядке гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере оборота оружия, наделенными правом использовать боевое ручное стрелковое оружие; устанавливается обязанность владельцев оружия незамедлительно (но не позднее суток) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, о фактах утраты или хищения принадлежащего им оружия.
Федеральным законом расширяется перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации. В частности, лицензию на приобретение оружия предлагается не выдавать гражданам Российской Федерации:
- имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;
- имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
- имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
- имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера или экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
- имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего;
- два и более раза осужденным за совершение преступления;
- привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Перечень оснований для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия дополняется таким основанием как неисполнение обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия.
С целью недопущения ношения оружия лицами, находящимися в состоянии опьянения, дополнительно устанавливается возможность изъятия оружия и патронов к нему в случае невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополняются положениями, направленными на установление и обеспечение реализации запрета на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению огнестрельного оружия, переделке основных частей огнестрельного оружия и восстановлению боевых свойств списанного оружия, по аналогии с имеющимся запретом в отношении взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дополняется положением, исключающим возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере вневедомственной охраны.
Федеральным законом устанавливаются переходные положения, которыми регулируются вопросы признания действующими ранее выданных лицензий (разрешений) на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, а также уведомления уполномоченных органов гражданами и юридическими лица, о наличии у них списанного оружия, приобретенного до дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать снижению количества преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия, преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием оружия, а также предупреждению поступления оружия в незаконный оборот.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.