Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1.-05/2378
по проекту федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1158774-7) был внесен в Государственную Думу 26 апреля 2021 года с названием "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым, принят Государственной Думой 25 мая 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года - во втором чтении, 9 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование порядка принятия решения собраний и отражение этих решений в документах соответствующих гражданско-правовых сообществ.
Федеральным законом дополняются положения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок принятия решения собрания, и создается правовой механизм дистанционного участия членов гражданско-правовых сообществ в заседаниях. Кроме того, определяется разница между собранием, проводимым путем участия в заседании, в том числе дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, и собранием без проведения заседания, решение которого принимается путем заочного голосования.
Дистанционное участие в заседании с помощью электронных либо иных технических средств возможно, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать.
Заочное голосование проводится путем отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, не менее чем пятьюдесятью процентами от общего числа участников гражданско-правового сообщества документов, содержащих сведения об их голосовании. Допускается совмещение голосования на заседании и заочного голосования, если это предусмотрено законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.
Проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании, а также результаты заочного голосования подтверждаются протоколом, при этом иной способ подтверждения может быть предусмотрен законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица при условии хранения и обеспечения в неизменном виде соответствующих сведений.
Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств. Федеральным законом также уточняется перечень информации, которая должна быть отражена в протоколе.
Корреспондирующие изменения вносятся в нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок принятия решений участников (учредителей) публичных и непубличных обществ.
Федеральным законом уточняется, что по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них.
Федеральный закон предусматривает, что его положения применяются к отношениям между участниками гражданско-правовых сообществ, которым сообщения (извещения) о проведении заседаний или заочного голосования были направлены после дня его вступления в силу.
Комитет полагает, что принятие Федерального закона создаст такие правовые условия для участников гражданско-правовых отношений, которые позволили бы использовать наиболее удобные формы взаимодействия.
В связи с принятием Федерального закона потребуется принятие 5 федеральных законов.
Принятие Федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.