Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-04/3262
по проекту федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона (N 1100997-7) был внесен Правительством Российской Федерации 26 января 2021 года в Государственную Думу с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принят 16 марта 2021 года в первом чтении, 16 июня 2021 года во втором чтении, 17 июня 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, И.Н. Абрамовым, Л.С. Гумеровой, И.Ю. Святенко, С.Н. Рябухиным, П.В. Таракановым направлялись поправки в Государственную Думу, которые были приняты.
Федеральный закон направлен на комплексное совершенствование положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в целях обеспечения их однообразного толкования и применения, исключения их дублирования и избыточности, а также сокращения сроков проведения конкурсных процедур.
Федеральным законом уточнены основные понятия Федерального закона N 44-ФЗ. Введены новые понятия, например, "контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан". К такому контракту предлагается относить контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Федеральным законом корректируются положения Федерального закона N 44-ФЗ в части информационного обеспечения и организации документооборота контрактной системы в сфере закупок, что будет способствовать реализации принципов контрактной системы, таких как открытость и прозрачность информации о данной системе.
Положениями Федерального закона сокращено количество конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исключен такой способ как запрос предложений.
Федеральным законом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку посредством проведения электронного запроса котировок. При этом, ограничения предусмотренные при таком способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде размера начальной (максимальной) цены контракта, а также годового объема закупок, предлагается не распространять, в частности, на следующие закупки: лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии; спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них; жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при соблюдении условий установленных Федеральным законом N 44-ФЗ в редакции Федерального закона.
Федеральным законом уточняются положения о порядке участия в закупках организаций инвалидов. Исключается действующее в настоящее время положение, возлагающее на Правительство Российской Федерации полномочие по определению порядка предоставления преимуществ таким организациям при проведении закупок. При этом Федеральным законом регламентируется такой порядок: цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной организацией инвалидов. Данное увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги. Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом уточнены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), к ним, в том числе, отнесены: участие в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях; осуществление закупок спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, спортивного снаряжения, необходимых для подготовки, участия олимпийской команды России, паралимпийской команды России, спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях на основании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Кроме того, исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика, полномочия которого установлены законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации, работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.