Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации
Голышмановского
городского округа
от 18.06.2021 N 567
Положение
о муниципальной системе оповещения населения Голышмановского городского округа
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о муниципальной системе оповещения населения Голышмановского городского округа (далее - Положение) разработано для координации деятельности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа.
2. Положение определяет назначение и задачи муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по муниципальной системе оповещения населения.
4. Муниципальная система оповещения населения Голышмановского городского округа входит в региональную систему управления ГО и РСЧС, обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных технических (программно-технических) средств оповещения (звуковых) и информирования населения (речевых) в т.ч. посредством средств массовой информации (далее - СМИ), громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование, каналов и линий связи.
5. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Границы зон экстренного оповещения населения определяются Главой Голышмановского городского округа по согласованию с начальником территориального органа МЧС России по Тюменской области.
6. Муниципальная система оповещения населения Голышмановского городского округа создается на муниципальном уровне функционирования РСЧС - муниципальная система оповещения населения. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Голышмановского городского округа.
7. Создание (модернизация) и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа является составной частью комплекса мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Тюменской области и Администрацией Голышмановского городского округа по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Муниципальная система оповещения населения должна соответствовать требованиям приложения N 1 Положения о системах оповещения населения утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 (далее - Положение приказа N 578/365).
9. На муниципальную систему оповещения населения Голышмановского городского округа оформляется паспорт, в соответствии с требованиями Положения приказа N 578/365.
II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа
10. Муниципальная система оповещения населения Голышмановского городского округа предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления сил ГО и РСЧС, организаций и учреждений об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
11. Основной задачей системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации единой дежурно-диспетчерской службой Администрации Голышмановского городского округа (далее - ЕДДС) до:
- Главы Администрации Голышмановского городского округа;
- руководящего состава ГО и РСЧС Голышмановского городского округа;
- 27 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области;
- сектора по делам ГО и ЧС Администрации Голышмановского городского округа;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций Голышмановского городского округа (далее - ДДС);
- населения, находящегося на территории Голышмановского городского округа.
III. Создание и реконструкция муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа
12. Основанием для создания (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения является настоящее постановление и вышеперечисленные нормативные акты.
13. Мероприятия по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения Голышмановского городского округа проводятся в три этапа:
- первый этап - планирование, подготовка технического задания на создание (реконструкцию) системы оповещения, определение каналов связи до технических средств оповещения (далее - ТСО) муниципальной системы оповещения населения (заключение договоров с поставщиками каналов связи), заключение муниципальных контрактов, проектные работы;
- второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ подрядчиком, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
- третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.
14. На первом этапе:
- разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
- разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения;
- определяется каналы связи до ТСО системы оповещения, заключаются договора (контракты) с поставщиками каналов связи;
- у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО, запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и пр. требования;
- в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается муниципальный контракт на выполнение проектных работ.
15. На основании настоящего постановления Администрацией Голышмановского городского округа, (далее - заказчиком работ) разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается Главой Голышмановского городского округа.
16. Техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к муниципальной системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.
Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".
Техническое задание разрабатывается заказчиком работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками сети связи и студии вещания которых, задействуются в системе оповещения.
В ходе разработки технического задания также учитываются:
- сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;
- пункты управления системой оповещения населения;
- особенности организационно-технического построения существующей муниципальной системы оповещения населения;
- особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;
- требования к защите информации;
- сопрягаемость с региональной системой оповещения;
- наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.
17. На основании технического задания проектной организацией выполняются проектные работы.
Проектные работы выполняются на всю систему оповещения в целом.
18. Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.
19. В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка технических средств оповещения (далее - ТСО), осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется муниципальным контрактом на разработку проектно-сметной документации).
Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:
- с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также организациями, помещения которых задействуются в муниципальной системе оповещения населения и не являющиеся муниципальной собственностью;
- с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.
После согласования проектно-сметная документация утверждается заказчиком работ.
20. При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь) в соответствии с муниципальной программой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Голышмановского городского округа.
21. На втором этапе:
а) заказчиком работ:
- определяется подрядчик и при необходимости, субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
- в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются муниципальные контракты на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если подрядчик не осуществляет поставку оборудования);
- в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания, а так же и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО заключаются муниципальные контракты на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;
- осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);
- осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО муниципальной системы оповещения населения;
б) подрядчиком:
- разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. План согласовывается с заказчиком работ;
- осуществляется, в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;
- проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пуско-наладочные работы;
- проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персонала ЕДДС;
- по согласованию с заказчиком работ проводятся предварительные испытания на соответствие муниципальной системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных и оформляется акт по результатам предварительных испытаний;
- готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования муниципальной системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
- разрабатывается и согласовывается с заказчиком работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);
- заказчику работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).
22. На третьем этапе:
Основанием для начала работ по приемке муниципальной системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ заказчика о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.
В состав приемочной комиссии включаются представители:
- Администрации Голышмановского городского округа;
- ЕДДС;
- территориального органа МЧС России;
- территориального органа Роскомнадзора;
- операторов связи и вещания, собственники сети связи и студий вещания которые задействованы в системе оповещения населения;
- подрядчика и субподрядчиков (при наличии).
Председателем приемочной комиссии назначается представитель заказчика.
Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают заказчик и подрядчик.
Работу приемочной комиссии организует ее председатель.
В ходе работы приемочная комиссия, в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения и проверяет наличие следующих документов:
- утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
- перечня используемых ТСО с указанием их наименования (типа) и серийного номера;
- утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний муниципальной системы оповещения населения, проведенных подрядчиком до предъявления его к приемке в эксплуатацию;
- комплекта эксплуатационной документации на муниципальную систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;
- санитарных паспортов на оборудование муниципальной системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);
- документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав муниципальной системы оповещения населения;
- муниципальных контрактов на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);
- перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации и сведений об их поверке.
Также, в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения проектно-сметной документации.
23. В случае расхождения муниципальной системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная муниципальная система оповещения населения не выполняет заданных требований в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.
24. По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины). Акт оформляется в соответствии с приложением N 4 к Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения, утвержденным протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1 (далее - Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения)
Акт утверждается председателем приемочной комиссии.
Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный подрядчиком (исполнителем работ) совместно с заказчиком работ.
25. Юридической основой принятия муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ Администрации Голышмановского городского округа о принятии муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.
26. Допускается, при необходимости, проведение, в течение 2-3 месяцев, опытной эксплуатации системы оповещения населения, в ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования муниципальной системы оповещения населения. При необходимости, муниципальная система оповещения населения и документация дорабатывается подрядчиком.
27. После завершения опытной эксплуатации (при необходимости) повторно организуются и проводятся испытания муниципальной системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.
28. На принятую в эксплуатацию муниципальную систему оповещения населения Администрация Голышмановского городского округа оформляет паспорт, образец которого рекомендован приложением N 2 Положения приказа N 578/365.
Сведения о принятой муниципальной системе оповещения населения в эксплуатацию Администрацией Голышмановского городского округа вносятся в схему оповещения населения.
29. В ходе работ по модернизации муниципальной системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.
При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется организацией осуществляющей на основании муниципального контракта техническое обслуживание ТСО.
30. В ходе развития (строительства) жилых комплексов и т.д. Администрацией Голышмановского городского округа проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальной система оповещения.
Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем муниципальной системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию муниципальной системы оповещения.
31. На объектовом уровне функционирования РСЧС и ГО Голышмановского городского округа (при необходимости), в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", создаются локальные системы оповещения.
32. Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывает организация, эксплуатирующая объект в соответствии с действующим законодательством.
Перед разработкой технического задания на создание локальной системы оповещения определяется зона действия локальной системы, запрашиваются технические условия на сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной системой оповещения населения.
При разработке технического задания на создание локальной системы оповещения учитываются:
- требования пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- требования Положения приказа N 578/365;
- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
- сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
- сведения о системе мониторинга чрезвычайных ситуаций объекта.
33. Техническое задание на создание локальной системы оповещения согласовывается с Администрацией Голышмановского городского округа.
Согласование технического задания проводит должностное лицо Администрации Голышмановского городского округа ответственного за создание, содержание, модернизацию и поддержанию в состоянии готовности муниципальной системы оповещения населения.
34. Мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения аналогичны мероприятиям по монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию муниципальной системы оповещения населения.
35. Требования к защите информации и не санкционированному доступу к локальной система оповещения определены Положением приказа N 578/365.
36. В муниципальной системе оповещения населения объектами защиты являются:
- информация (данные) о параметрах (состоянии) ТСО или процесса оповещения (входная - выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);
- технические средства оповещения (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства за исключением оконечных средств оповещения (громкоговорители и электросирены), программное обеспечение (в том числе микропрограммное, обще системное, прикладное), а также средства защиты информации.
37. Защита информации в муниципальной системе оповещения населения достигается путем принятия в рамках защиты муниципальной системы оповещения населения совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования муниципальной системы оповещения населения в на стадии проектирования и монтажа и пуск-наладочных работ, в ходе создания (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения подрядчиком.
38. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации:
- должны обеспечивать доступность обрабатываемой в муниципальной системе оповещения населения информации (исключение неправомерного блокирования информации), ее целостность (исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации), а также, при необходимости, конфиденциальность (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
- должны соотноситься с мерами по эксплуатационной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса;
- не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования муниципальной системы оповещения населения.
39. Для обеспечения защиты информации в муниципальной системе оповещения населения проводятся следующие мероприятия:
- формирование требований к защите информации в муниципальной системе оповещения населения;
- разработка системы защиты муниципальной системы оповещения населения;
- внедрение системы защиты муниципальной системы оповещения населения и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации муниципальной системы оповещения населения;
- обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации муниципальной системы оповещения населения.
40. Формирование требований к защите информации в муниципальной системе оповещения населения осуществляется заказчиком работ с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 51583), ГОСТ Р 51624 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51624).
41. Разработка системы защиты муниципальной системы оповещения населения организуется заказчиком и осуществляется подрядчиком работ.
Разработка системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание (модернизацию) муниципальной системы оповещения населения и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание системы защиты системы оповещения населения с учетом ГОСТ 34.601 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624.
42. Эксплуатационная документация на муниципа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.