Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 22.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Гнездово" (ОГРН 1076714002530, ИНН 6714028387, Смоленская область, Смоленский район, д. Новые Батеки, ул. Школьная, д. 9, 214555) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639, г. Москва, ул. Рожденственка, д. 5/7, 107031; г. Смоленск, ул. Чаплина, д.12, 214014) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Гнездово" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2012 (судья Пузаненков Ю.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-5305/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Гнездово" (далее по тексту - ООО "Коммунальные системы "Гнездово", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными акта проверки от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-А/0097-2012, протокола об административном правонарушении от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-Пр/0116-2012, постановления о назначении административного наказания от 22.06.2012 N 6.4-1348вн-Пс/0116-2012, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2012 в удовлетворении заявления о признании незаконным указанного выше постановления о назначении административного наказания Обществу отказано. Производство по делу в части требований о признании незаконными оспариваемых акта проверки и протокола об административном правонарушении прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные судебные акты, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия судей, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 28.05.2012 N С-1348-пр Управлением в отношении ООО "Коммунальные системы "Гнездово" проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 04.07.2011 N 6.3-0829пл-П/0142-2011 об устранении выявленных нарушений.
В ходе проведения проверки установлено, что Общество не выполнило требования пункта 2 предписания - помещения котельных (д. Новые Батеки, д. Старые Батеки, д. Ракитня-2, с. Ольша), в которых установлены газоиспользующие установки, не оснащены системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода метана.
По результатам проверки составлен акт от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-А/0097-2012.
По данному факту Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-Пр/0116-2012 о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 22.06.2012 N 6.4-1348вн-Пс/0116-2012 Общество привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 400 000 рублей штрафа.
Полагая, что проверка проведена с грубым нарушением закона, ООО "Коммунальные системы "Гнездово" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, суд области пришел к выводу о том, что Управлением доказано наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Прекращения производство по делу в части требований о признании незаконными акта проверки и протокола об административном правонарушении суд исходил из того, что оспариваемые документы не являются ненормативными правовыми актами, которые могут быть обжалованы в судебном порядке.
Апелляционной суд согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Пунктом 5.9.18 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 N 9, предусматривается установка систем контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана во всех газифицированных помещениях.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 настоящего Закона).
Этой же статьей Закона N 116-ФЗ установлена обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено судебными инстанциями, эксплуатируемый Обществом объект - система внутренних газопроводов ГРУ и газооборудование котлов котельных д. Новые Батеки, д. Старые Батеки, д. Ракитня-2, с. Ольша, в которых установлены газоиспользующие установки, относится к категории опасных производственных объектов (зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.05.2008 N А-4-21052).
Следовательно, в силу пп. 5.9.18 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления упомянутые выше помещения с установленными в них газоиспользующим оборудованием должны быть оснащены системой контроля воздуха по содержанию в них окиси углерода и метана.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной Управлением в период с 4 по 18 июня 2012 года проверки соблюдения Обществом требований промышленной безопасности заявителем не оснащены помещения котельных системой контроля воздуха по содержанию в них окиси углерода и метана, что не отрицается последним.
Поскольку факт неисполнения ООО "Коммунальные системы "Гнездово" в установленный срок (до 01.06.2012) требований пункта 2 законного предписания Управления от 04.07.2011 N 6.3-0829пл-П/0142-2011 нашел свое подтверждение, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Общества об отсутствии финансирования на данные расходы, судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку предъявленные Обществу требования не отменяет обязанность по установке указанной системы контроля воздуха.
Кроме того суд указал, что согласованный с Управлением план мероприятий по устранению нарушения, указанного в предписании, и по переносу сроков его устранения, заявителем в материалы дела не представлен. Вместе с тем, о необходимости оснащения помещений котельных системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода метана, Общество знало с 2008 года, что следует из предписаний от 14.03.2008 N VI/02-11, от 13.03.2009 N VI/02-12, однако должных мер к устранению этого нарушения не предприняло.
В ходе судебного разбирательства суд не установил нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Так, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Управление известило ООО "Коммунальные системы "Гнездово" и ООО "Партнер" уведомлениями от 09.06.2012, которое получено в этот же день главным бухгалтером Общества.
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель Сусенков В.Е., действовавший на основании выданной 01.12.2011 директором ООО "Партнер" Толпыго Н.И. генеральной доверенности N 1Д/2012.
На основании имеющихся в материалах дела доказательствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением приняты все необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя ООО "Коммунальные системы "Гнездово" о проведении проверки, о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, а также о соблюдении Управлением порядка привлечения к административной ответственности, в том числе, с учетом требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса.
Судом надлежащим образом оценены обстоятельства совершения нарушения и сделан вывод о том, что совершенное Обществом правонарушение невозможно квалифицировать как малозначительное. Несоблюдение Обществом норм промышленной безопасности влечет за собой реальную угрозу жизни и здоровью людей. Перечисленные в кассационной жалобе обстоятельства являются смягчающими административную ответственность и о малозначительности деяния не свидетельствуют. Поскольку наказание назначено заявителю по минимальному пределу санкции части 11 статьи 19.5 Кодекса, данные обстоятельства на правомерность принятого постановления не влияют.
В соответствии с абзацем третьим пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Помимо изложенного, суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов о том, что производство по делу в части требований заявителя о признании незаконными акта проверки от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-А/0097-2012 и протокола об административном правонарушении от 18.06.2012 N 6.4-1348вн-Пр/0116-2012 подлежит прекращению, поскольку названные документы не являются ненормативными правовыми актами, не содержат властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя.
При рассмотрении спора нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А62-5305/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании имеющихся в материалах дела доказательствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением приняты все необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя ООО "Коммунальные системы "Гнездово" о проведении проверки, о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, а также о соблюдении Управлением порядка привлечения к административной ответственности, в том числе, с учетом требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса.
Судом надлежащим образом оценены обстоятельства совершения нарушения и сделан вывод о том, что совершенное Обществом правонарушение невозможно квалифицировать как малозначительное. Несоблюдение Обществом норм промышленной безопасности влечет за собой реальную угрозу жизни и здоровью людей. Перечисленные в кассационной жалобе обстоятельства являются смягчающими административную ответственность и о малозначительности деяния не свидетельствуют. Поскольку наказание назначено заявителю по минимальному пределу санкции части 11 статьи 19.5 Кодекса, данные обстоятельства на правомерность принятого постановления не влияют."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2013 г. N Ф10-919/13 по делу N А62-5305/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-919/13
19.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5833/12
15.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5833/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5305/12