Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-04/2228
по проекту федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2021 года (проект N 1176731-7 внесен депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным; сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым), и отмечает следующее.
Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на территории Российской Федерации.
Под действие Федерального закона подпадают иностранные лица, осуществляющие не запрещенную деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, при условии, что они являются владельцами сайтов или страниц сайтов в сети "Интернет", информационной системы или программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - иностранные лица).
Также Федеральный закон предусматривает ряд условий, при одном из которых иностранные лица подпадают под действие Федерального закона, в частности, в случаях если:
на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется или распространяется информация на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;
на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;
иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации;
иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.
Иностранным лицом, осуществляющим деятельность иностранного лица в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, признаются также провайдеры хостинга, обеспечивающие размещение информационных ресурсов, пользователи которых находятся, в том числе, на территории Российской Федерации; операторы рекламной системы и операторы распространения информации в сети "Интернет".
Федеральный закон устанавливает четкие обязанности для указанных иностранных лиц:
создание филиала, открытие представительства или учреждение российского юридического лица и обеспечение его функционирования;
размещение на информационном ресурсе электронной формы для направления обращений российских граждан и организаций;
регистрация личного кабинета на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор) в сети "Интернет" и использование его для взаимодействия с государственными органами Российской Федерации;
установление одной из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет".
В случае неисполнения иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных действующим законодательством, Федеральным законом закреплены меры понуждения иностранных лиц к соблюдению российского законодательства:
информирование пользователей о нарушении информационным ресурсом законодательства Российской Федерации;
запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе, а также рекламы самого информационного ресурса у сторонних рекламодателей;
ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица;
запрет на поисковую выдачу;
запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Федеральный закон определяет полномочия Роскомнадзора в части ведения перечня иностранных лиц, мониторинга исполнения иностранным лицом установленных обязанностей, принятия решений о применении мер понуждения, а также реализации механизмов применения мер понуждения.
В целом, Федеральный закон направлен на упорядочивание работы массовых иностранных интернет-сервисов в Российской Федерации и установление равных условий деятельности для российских и иностранных лиц.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.