Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ул. Интернациональная, д. 37, г. Тамбов, 392000, ИНН 7706016118, ОГРН 1126829004554) |
Липатова Д.А. - представителя по доверенности N 24 от 01.06.2012,сроком на один год; |
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тамбовской области (ул. Чичканова, д. 48, г. Тамбов, 392008, ИНН 6829018057, ОГРН 1066829000567) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 (судья Пряхина Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А64-5428/2012,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тамбовской области (далее - Управление Росздравнадзора по Тамбовской области) о взыскании финансовых санкций в размере 21 533, 12 руб.
Решением арбитражного суда от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, Управление Пенсионного фонда обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка представленных 16.05.2011 и 29.06.2011 Управлением Росздравнадзора по Тамбовской области расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2011 года и уточненного расчета РСВ-1 за 1 квартал 2011 года, по результатам которой составлен акт от 07.09.2011 N 07902530005278.
По материалам проверки заместителем начальника Управления вынесено решение от 17.10.2011 N 07902511РК0005691, которым Управление Росздравнадзора по Тамбовской области привлечено к ответственности по пункту 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 47 471, 80 руб., а также начислены пени в размере 1997, 61 руб. по состоянию на 07.09.2011.
Кроме того, Управлению Росздравнадзора по Тамбовской области предложено уплатить недоимку по страховым взносам - на страховую часть в размере 10 075, 03 руб., на накопительную часть в размере 12 372, 11 руб.
Во исполнение указанного решения Управлением в адрес плательщика страховых взносов направлено требование от 17.11.2011 N 07902540058381 об уплате указанной суммы страховых взносов, пени и штрафа в срок до 06.12.2011.
27.12.2011 территориальным органом Пенсионного фонда выставлено уточненное требование N 07902540061918, в соответствии с которым Управлению Росздравнадзора по Тамбовской области было предложено в добровольном порядке уплатить в срок до 24.01.2012 недоимки по страховым взносам в ПФ РФ в размере 35 449, 55 руб.; в Федеральный фонд ОМС в размере 616, 46 руб.; пени на недоимку по страховым взносам в ПФ РФ в размере 3279, 33 руб., в Федеральный фонд ОМС в размере 83, 77 руб.; штраф в общей сумме 47 471, 80 руб.
Неисполнение плательщиком требований от 17.11.2011 и 27.12.2011 в установленный срок послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением о взыскании с Управления Росздравнадзора по Тамбовской области штрафа в размере 21 533, 12 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии со статьей 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, срок исполнения плательщиком требования от 17.11.2011 N 07902540058381 истек 06.12.2011.
Заявление Управления Пенсионного фонда о взыскании с Управления Росздравнадзора по Тамбовской области штрафа поступило в Арбитражный суд Тамбовской области 10.07.2012, то есть за пределами шестимесячного срока, установленного для подачи в суд искового заявления.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока Управлением заявлено не было.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Управления Росздравнадзора по Тамбовской области штрафа в сумме 21 533,12 руб. по мотивам пропуска истцом шестимесячного срока.
При этом арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно не учитывал при исчислении срока на обращение с иском в суд повторное требование Управления Пенсионного фонда от 27.12.2011 N 07902540061918 об уплате страховых взносов, пени и штрафа в связи со следующим.
По состоянию на 27.12.2011 обязанность Управления Росздравнадзора по Тамбовской области по уплате суммы штрафа после направления ему первоначального требования от 17.11.2011 N 07902540058381 не изменилась. Основанием для взыскания штрафа является решение по результатам камеральной проверки от 17.10.2011. Выставление нового требования от 27.12.2011 на уплату штрафа, ранее включенного в требование об уплате недоимки от 17.11.2011, привело к искусственному и необоснованному увеличению пресекательного срока на принудительное взыскание требуемой к взысканию в судебном порядке суммы штрафа.
Неоднократное направление требований об уплате одно и той же недоимки влечет не только изменение сроков направления требований, но и позволяет взыскивать недоимку, срок принудительного взыскания которой пропущен, что противоречит действующему законодательству и нарушает права плательщика страховых взносов.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу, что требование от 27.12.2011 N 07902540061918 не является уточненным в смысле, придаваемом пунктом 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании норм вышеназванного закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу N А64-5428/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
...
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
...
Неоднократное направление требований об уплате одно и той же недоимки влечет не только изменение сроков направления требований, но и позволяет взыскивать недоимку, срок принудительного взыскания которой пропущен, что противоречит действующему законодательству и нарушает права плательщика страховых взносов.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу, что требование от 27.12.2011 N 07902540061918 не является уточненным в смысле, придаваемом пунктом 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2013 г. N Ф10-1058/13 по делу N А64-5428/2012