Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-04/3250
по проекту федерального закона N 1172610-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статьи 79 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статьи 79 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.Е. Хинштейном, сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком 17 мая 2021 года, принят 26 мая 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года во втором чтении, 9 июня 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральный закон направлен на усиление государственного контроля за оборотом оружия, в том числе - ограничение доступа к оружию лиц, имеющих соответствующие медицинские противопоказания.
Федеральным законом вносится ряд изменений в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования механизма контроля за состоянием здоровья (в том числе психического) граждан, претендующих на приобретение оружия.
Устанавливаемые меры вводят запрет на приобретение, хранение, ношение и использование оружия лицами имеющими медицинские противопоказания к владению оружием.
Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, будет проводиться за счёт средств граждан, исключительно медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения, по месту жительства (пребывания) гражданина и включает в себя, в том числе психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, форма и порядок оформления медицинских заключений по его результатам будут устанавливаться Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России).
Медицинское заключение в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией будет размещаться в реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе (ГИС) в сфере здравоохранения (Минздрав России). В случае выявление у владельца оружия заболеваний, препятствующих владению оружием, информация будет направляться оператором ГИС в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия (Росгвардия), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, Федеральным законом предусматривается информационное взаимодействие между Минздравом России и Росгвардией, включающее обмен сведениями о владельцах оружия, об оформленных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного медицинского освидетельствования с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Такой подход, по мнению Комитета, устранит возможность фальсификации медицинских документов, что не позволит завладеть оружием лицам с психическими и иными медицинскими отклонениями.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статьи 79 и 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.