Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2408
по проекту федерального закона N 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1157845-7) внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации В.Н. Бондаревым, депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, А.Б. Выборным, Н.И. Рыжаком 23 апреля 2021 года и принят 26 мая 2021 года в первом чтении с названием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия", 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на усиление уголовной ответственности в сфере противодействия незаконному обороту оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Федеральным законом вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), согласно которым увеличивается размер санкций, предусмотренных статьями 222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов", 222.1 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств", 223 "Незаконное изготовление оружия", 223.1 "Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств".
Одновременно вносимыми в статьи 222 и 222.1 УК РФ изменениями предусматривается разделение ответственности за незаконные приобретение, передачу, хранение, перевозку (пересылку), ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и ответственности за сбыт таких предметов. Кроме того, указанные статьи дополняются такими квалифицирующими признаками, влекущими повышенную уголовную ответственность, как совершение деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения.
Федеральным законом предусматривается выделение в отдельный состав преступления незаконный оборот крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (проектируемая статья 222.2 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему" УК РФ).
Федеральным законом устанавливается, что под огнестрельным оружием следует понимать оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; под боеприпасами - предназначенные для поражения цели предметы вооружения, патроны и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом; под взрывчатыми веществами - химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву); под взрывными устройствами - промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву; под крупнокалиберным огнестрельным оружием - огнестрельное оружие (за исключением гражданского огнестрельного оружия и служебного огнестрельного оружия) калибра от 20 мм и более.
Часть вторую статьи 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов" УК РФ предлагается дополнить новым квалифицирующим признаком - совершение предусмотренного данной статьей деяния группой лиц по предварительному сговору.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать снижению количества преступлений в сфере оборота оружия, преступлений, совершаемых с использованием оружия, в том числе влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц, а также предупреждению поступления оружия в незаконный оборот.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.