Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Государственное управление в области охраны окружающей среды
6.1. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды
Федеральный государственный экологический надзор
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора осуществляет надзор на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".
В 2020 году Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора проведены 2 плановые проверки, 11 внеплановых проверок и 39 рейдовых проверок соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов. По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено 22 нарушения водного законодательства.
По результатам проверок выдано 21 предписание об устранении выявленных нарушений и 6 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта производилось исчисление размера вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.
В 2020 году решением Арбитражного суда Псковской области удовлетворен иск Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора к МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" о взыскании вреда, причиненного ручью без названия в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод, в размере 3 661 944 рубля. Решение суда вступило в силу 08.10.2020.
Кроме того, в 2020 году Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в Арбитражный суд Псковской области был подан иск к МП "Водоканал" г. Великие Луки о взыскании вреда, причиненного водному объекту - р. Лазавице в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод в размере 3 907 630 рублей. В настоящее время судебное разбирательство не завершено.
По направлению государственного геологического надзора проведено 7 проверок, из них 2 внеплановые и 5 рейдовых. По результатам проведенных контрольных мероприятий нарушений законодательства о недрах установлено не было.
В области охраны атмосферного воздуха в 2020 году было организовано 9 проверочных мероприятий, в том числе 5 плановых и 4 внеплановые проверки. Выявлено 5 нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
По результатам рассмотрения административных дел внесено 3 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Все представления исполнены.
Общая сумма наложенных штрафов составила 84,0 тыс. рублей. Основными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок, являются:
несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, строений и иных объектов (отсутствие производственного экологического контроля нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух;
нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
сокрытие или искажение экологической информации;
неисполнение ранее выданного предписания.
В сфере обращения с отходами производства и потребления в 2020 году было организовано 65 проверочных мероприятий, в том числе 5 плановых проверок, 30 внеплановых проверок и 30 рейдовых проверок.
Выявлено 5 нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
К административной ответственности привлечено 67 лиц, в том числе 21 юридическое лицо, 35 должностных лиц, 1 индивидуальный предприниматель и 4 физических лица.
Общая сумма наложенных штрафов в области обращения с отходами составила 1716,0 тыс. рублей.
Основными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок, являются:
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления;
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления;
неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;
нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
сокрытие или искажение экологической информации;
неисполнение ранее выданного предписания.
В области использования и охраны земель в рамках компетенции Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в 2020 году организовано 57 проверочных мероприятий, в том числе 5 плановых проверок, 3 внеплановые и 49 рейдовых проверок. Выявлено 6 нарушений требований земельного законодательства.
К административной ответственности привлечено 20 лиц, в том числе 3 юридических лица, 1 должностное лицо и 16 физических лиц.
Общая сумма наложенных штрафов составила 616,0 тыс. рублей.
Основным нарушением, выявляемым в ходе проверок, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель (допущение зарастания земель сельскохозяйственного назначения сорной растительностью, захламление отходами производства и потребления).
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды (далее - Обязательные требования), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям Обязательных требований, Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в 2020 году выдано 74 предостережения о недопустимости нарушения Обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основные результаты контрольно-надзорной деятельности за 2020 год представлены в таблице 53.
Таблица 53
Основные результаты контрольно-надзорной деятельности за 2020 год
Показатель |
Единица измерения |
2020 год |
1. Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору |
ед. |
183 |
2. Численность инспекторов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор |
ед. |
13 |
3. Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий (плановых, внеплановых, рейдовых проверок) |
ед. |
126 |
3.1 Количество проверенных объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору |
ед. |
21 |
4. Количество выявленных нарушений законодательства при проведении федерального государственного экологического надзора всего (сумма 4.1. - 4.7) |
ед. |
134 |
в том числе | ||
4.1. в области охраны атмосферного воздуха |
ед. |
8 |
4.2. в области водопользования |
ед. |
23 |
4.3. в области охраны земель |
ед. |
25 |
4.4. в области недропользования |
ед. |
0 |
4.5. в области обращения с отходами |
ед. |
78 |
4.6. в области законодательства об ООПТ и животного мира |
ед. |
0 |
4.7. прочее (лицензионный надзор) |
ед. |
0 |
5. Сумма наложенных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках федерального государственного экологического надзора всего (сумма 5.1. - 5.7) |
тыс. руб. |
3444,2 |
в том числе | ||
5.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
84,0 |
5.2. в области водопользования |
тыс. руб. |
1022,2 |
5.3. в области охраны земель |
тыс. руб. |
616,0 |
5.4. в области недропользования |
тыс. руб. |
0 |
5.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
1716,0 |
5.6. в области законодательства об ООПТ и животного мира |
тыс. руб. |
0 |
5.7. прочее (лицензионный надзор) |
тыс. руб. |
0 |
6. Сумма взысканных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках федерального государственного экологического надзора, всего (сумма 6.1. - 6.7) |
тыс. руб. |
2521,00 |
в том числе | ||
6.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
62,0 |
6.2. в области водопользования |
тыс. руб. |
271,2 |
6.3. в области охраны земель |
тыс. руб. |
380,0 |
6.4. в области недропользования |
тыс. руб. |
0 |
6.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
927,0 |
6.6. в области законодательства об ООПТ и животного мира |
тыс. руб. |
3,0 |
6.7. прочее (лицензионный надзор) |
тыс. руб. |
0 |
7. Сумма предъявленного к возмещению вреда окружающей среде, выявленного в рамках федерального государственного экологического надзора, всего (сумма 7.1. - 7.7) |
тыс. руб. |
7399,63 |
в том числе | ||
7.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
0 |
7.2. в области водопользования |
тыс. руб. |
3907,63 |
7.3. в области охраны земель |
тыс. руб. |
3360,132 |
7.4. в области недропользования |
тыс. руб. |
0 |
7.5. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
0 |
7.6. в области законодательства об ООПТ и животного мира |
тыс. руб. |
0 |
7.7. прочее |
тыс. руб. |
0 |
Федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира
В соответствии с постановлением Администрации области от 13 июля 2009 г. N 250 "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам и экологии Псковской области" Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории области.
При осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в 2020 году в отношении физических лиц Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области, судами было рассмотрено 218 дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность на основании КоАП РФ: 218 дел о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.37, по части 1.2 статьи 8.37, по части 3 статьи 8.37, по части 3 статьи 8.37 (в 2019 году - 281 дело); наложено штрафов на сумму 303,0 тыс. руб. (в 2019 году - 352,5 тыс. руб.); взыскано 323,2 тыс. руб. (в 2019 году - 352,5 тыс. руб.); изъято 10 единиц огнестрельного оружия (в 2019 году изъято 14 единиц огнестрельного оружия).
В отношении юридических лиц, должностных лиц рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ (за 2019 год - 11 дел); назначено 2 административных наказания в виде предупреждения.
По всем случаям неуплаты административных штрафов составлены административные протоколы и направлены на рассмотрение в суд, а также для принудительного взыскания судебным приставам.
В следственные органы передано для возбуждения уголовных дел по части 1 статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная охота) 11 материалов (за 2019 год - 20 материалов).
В 2020 году Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области проведены 4 внеплановые проверки с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний. По результатам проведения внеплановых проверок нарушений не выявлено.
Федеральный государственный лесной надзор
В рамках осуществления федерального государственного надзора (лесной охраны) государственными лесными инспекторами Псковской области в 2020 году составлено 347 протоколов об административных правонарушениях (в 2019 году - 521).
Наибольшее количество протоколов составлено за нарушение Правил заготовки древесины (60 протоколов, в 2019 году - 103 протокола) и Правил пожарной безопасности в лесах (105 протоколов, в 2019 году - 85 протоколов).
Всего рассмотрено 262 дела об административных правонарушениях (в 2019 году - 430 дел). Привлечено к ответственности 230 лиц (в 2019 году - 381 лицо). Назначено 299 административных штрафов на общую сумму - 13 853,0 тыс. руб. (в 2019 году - 16 403,5 тыс. руб.) вместе с делами, рассматриваемыми судом.
Непосредственно отделом государственной лесной охраны и защиты леса Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области рассмотрен 161 административный протокол (в 2019 году - 199 протоколов). По результатам рассмотрения наложено административных штрафов на общую сумму 11 165,0 тыс. руб. (в 2019 году - 12 679 тыс. руб.).
В 2020 году на территории лесного фонда Псковской области выявлено 117 случаев незаконной рубки лесных насаждений (в 2019 году - 96 случаев) с общим объемом 4 160 куб. м (в 2019 году - 5 149,1 куб. м) и ущербом, причиненным лесному фонду, - 71 316,7 тыс. руб. (в 2019 году - 94 837 тыс. руб.).
По всем случаям незаконных рубок лесных насаждений оформлялись материалы с определением объема незаконной рубки, причиненного ущерба и карты-схемы места нарушения.
За указанный период возбуждено 66 уголовных дел (в 2019 году - 36 дел), привлечено к административной ответственности - 5 лиц (в 2019 году - 6 лиц).
В рамках межведомственного взаимодействия в сфере лесных отношений как в 2019 году так и в 2020 году проводилось оперативно-профилактическое мероприятие "Лесовоз", рейдовые мероприятия по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", выполнение мероприятий по контролю за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Региональный государственный экологический надзор
Целью регионального государственного экологического надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Исполнение государственной функции по региональному государственному экологическому надзору на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется отделом регионального надзора Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области.
В Псковской области проверкам подлежат более 1800 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, более 18 тыс. водных объектов и их водоохранных зон, а также 30 особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Мероприятия по проведению проверок осуществляются в соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Псковской области, утвержденным постановлением Администрации области от 19 сентября 2012 г. N 491, и соответствующими административными регламентами, утвержденными приказами Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области.
В 2020 году государственными инспекторами Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области проведено 5 внеплановых проверок. Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились. Проведено 9 рейдовых смотров (обследований), в том числе 5 рейдовых осмотров особо охраняемых природных территорий, 2 рейдовых осмотра территорий Псковского района в целях выявления и пресечения фактов безлицензионной добычи полезных ископаемых и 2 рейдовых осмотра берегов водных объектов.
Рассмотрено 146 обращений граждан (2019 год - 134 обращения), проведено 33 выездные проверки.
По поступившим материалам из Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры и органов внутренних дел рассмотрено 5 дел об административном правонарушении.
В рамках проведения мероприятий профилактической направленности природопользователям направлено 37 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Проведено 5 плановых рейдовых проверок по соблюдению режима особой охраны на территориях памятников природы Псковской области и водоохранных зон водных объектов.
Всего к административной ответственности привлечено 17 лиц (2 юридических лица, 7 должностных лиц, 8 физических лиц), в том числе 3 лица за нарушения законодательства в сфере недропользования по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. За неисполнение предписаний в установленные сроки было возбуждено 2 дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, материалы переданы на рассмотрение в суд. По 1 делу объявлено устное замечание, по 1 материалу юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, исполнено 3 предписания, остальные подлежат исполнению в 2021 году.
Сумма штрафов за совершенные правонарушения составила 141,5 тыс. руб., взыскано 514,5 тыс. руб. (в том числе 400,0 тыс. руб. по результатам обжалования с 2019 года).
Основными видами правонарушений, выявленных в 2020 году, являются правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 статьи 7.3 и статьями 7.6, 8.1, 8.2, 8.12.1 КоАП РФ:
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;
несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В связи с ограничительными мерами из-за распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году проведение проверок регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Одним из приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности является проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, определенных статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым с 2017 года придается первостепенное значение.
Целью профилактики является разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований, формирование одинакового понимания обязательных требований, мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба окружающей среде.
Таблица 54
Информация о результатах регионального государственного экологического надзора за 2016 - 2020 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Штатная численность отдела экологического надзора Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Псковской области), человек |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Проведено проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: |
|
|
32 |
8 |
5 |
плановых |
15 |
0 |
22 |
3 |
0 |
внеплановых |
4 |
3 |
10 |
5 |
5 |
Проведено проверок по заявлениям граждан |
92 |
97 |
158 |
47 |
33 |
Выявлено нарушений |
32 |
13 |
50 |
41 |
21 |
Привлечено к административной ответственности, лиц |
31 |
15 |
49 |
35 |
17 |
Наложено штрафов (тыс. руб.) |
181,3 |
122,3 |
210,0 |
590,5* |
141,5 |
Выдано предписаний |
6 |
6 |
18 |
17 |
6 |
Проведено плановых рейдовых проверок по соблюдению природоохранного законодательства |
- |
9 |
6 |
17 |
9 |
Проведено мероприятий профилактической направленности, из них |
19 |
150 |
41 |
55 |
78 |
информационных писем |
- |
87 |
- |
- |
- |
непосредственного разъяснения обязательных требований природоохранного законодательства природопользователям |
19 |
55 |
- |
40 |
21 |
вынесено предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
- |
8 |
3 |
13 |
37 |
*- штраф на сумму 400,0 тыс. рублей взыскан в 2020 году.
6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
Платежи (налоги, сборы и др.) за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды являются бюджетообразующими.
За счет реализации полномочий в сфере недропользования доходы областного бюджета в 2020 году составили 628,5 тыс. руб.
Плата за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации в 2020 г. по Псковской области составила 448238,2 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет - 257104,7 тыс. руб., в областной бюджет - 191133,5 тыс. руб.
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и расположенными полностью или частично на территории области, в 2020 г. поступила в федеральный бюджет в объеме 8 055,51244 тыс. руб.
В 2020 году за пользование объектами животного мира в областной бюджет поступило сборов в объеме 2885,5 тыс. руб. (в 2019 году - 2696,0 тыс. руб.).
Сборы за пользование водными биологическими ресурсами в 2020 году поступили в областной бюджет в размере 859,1 тыс. руб., в 2019 г. - 766,6 тыс. руб.
Таблица 55
Динамика поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей
Вид негативного воздействия |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Отклонение (+/-) |
|
2019 г. к 2018 г. |
2020 г. к 2019 г. |
||||
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
9180,0 |
16312,7 |
4419,6* |
+11759,7 |
-11893,7 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
3887,5 |
3654,3 |
5752,3 |
+510,5 |
+2098 |
Плата за размещение отходов производства и потребления |
25647,1 |
17643,4 |
16675,5 |
-3308,3 |
-967,9 |
Итого |
38714,6 |
37610,4 |
26847,4 |
+8961,9 |
-10763,6 |
* Уменьшение поступлений по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух связано с изменениями законодательства в области охраны окружающей среды.
Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ при условии сдачи отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля осуществляют расчет платы в пределах норматива. Предприятия III категории составляют порядка 80% от общего количества объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Изменился способ определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата.
Вступил в силу приказ Росприроднадзора от 20 июня 2019 г. N 334 "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, освобождены от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Реализация ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы"
Целью ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы", утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 11 декабря 2017 г. N 1052 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы" (далее - ВЦП), является повышение уровня экологической безопасности и снижение антропогенного воздействия на окружающую среду на территории Псковской области.
Задачи ВЦП:
1. осуществление мер по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод;
2. сохранение исчезающих объектов животного и растительного мира;
3. обеспечение экологической безопасности;
4. повышение информационного обеспечения о состоянии окружающей среды и экологического просвещения населения.
Объем финансирования ВЦП в 2020 году составил 1863,771 тыс. руб. из областного бюджета. Объем освоения - 100 процентов.
В 2020 году реализованы следующие мероприятия ВЦП:
1. Выполнены работы по организации безопасного пропуска паводковых вод и обеспечению безопасности населения в районе пешеходного перехода на бесхозяйном гидротехническом сооружении - недействующей Порховской ГЭС.
2. Проведен анализ паводковой информации и подготовлены на ее основе уточненные исходные данные для расчета субвенций из федерального бюджета по строке "Псковская область". Подготовлены пакеты проектных предложений, документов и материалов к бюджетным проектировкам для защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов.
3. Обеспечено безопасное хранение устаревших пестицидов в дер. Лесная Палкинского района в рамках соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели, предусмотренные ВЦП, государственному автономному учреждению Псковской области "Противопожарный лесной центр", подведомственному Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области. Произведена оплата услуг за безопасное содержание складов пестицидов (исправное состояние складов, содержание охранно-пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, мониторинг состояния складов и тары устаревших пестицидов, работы по частичному перезатариванию бочек, замена тары, приобретение расходных средств, средств защиты, хозяйственного инвентаря).
Приказом Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области от 09 июня 2020 г. N 292 "О досрочном прекращении действия ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы" ВЦП была досрочно прекращена.
Мероприятия и объемы финансирования, не реализованные в рамках ВЦП до прекращения ее действия, интегрированы в Государственную программу Псковской области "Развитие лесного хозяйства", утвержденную постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 494 (далее - Госпрограмма).
Объем финансирования Госпрограммы (подпрограмм: 7 "Охрана водных объектов", 8 "Ликвидация накопленного экологического вреда", 9 "Обеспечение осуществления регионального государственного экологического надзора и функционирования ООПТ регионального значения") в 2020 году составил 20 075,986 тыс. руб., в том числе 7 668,086 тыс. руб. из областного бюджета и 12 407,9 тыс. руб. из федерального бюджета.
В 2020 году реализованы следующие основные мероприятия Госпрограммы (подпрограммы 7, 8, 9):
1. Выполнены работы по предпроектному обследованию для определения объемов расчистки участков реки Великой в г.п. Опочка Псковской области.
2. Начаты работы по установлению границ зон затопления, подтопления на территории Пыталовского района Псковской области (1 этап).
3. Оказаны услуги по подготовке материалов комплексного экологического обследования участков территорий Великолукского района (озер: Ворохобы, Чистое, Урицкое, Глубокое).
4. Проведены лабораторные исследования для аналитического обеспечения регионального экологического надзора.
5. Обеспечено безопасное хранение устаревших пестицидов в дер. Лесная Палкинского района, в том числе проведена оценка состояния окружающей среды около складов в дер. Лесная специализированной лабораторией. Превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ не установлено.
6. В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов Псковской области" по направлению национального проекта "Экология" проведены акции с привлечением общественных организаций и волонтеров по очистке от мусора 4 озер Гдовского района, общая длина очищенной береговой полосы составила 0,5 км, приняло участие 50 человек.
7. Проведены работы, намеченные на 2020 год, по мероприятию "Расчистка и дноуглубление реки Великой в г. Пскове Псковской области" (1 этап) с финансированием из федерального бюджета.
6.3. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) объектов регионального уровня проводится Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области в порядке, установленном Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Псковской области.
Объектами ГЭЭ регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) объект ГЭЭ регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение ГЭЭ.
В 2020 г. Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области организована и проведена государственная экологическая экспертиза материалов экологического обоснования лимитов (объемов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на территории Псковской области в сезон охоты 2020 - 2021 гг.
Представленные материалы по объему и содержанию соответствовали требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и получили положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ.
6.4. Нормирование и государственный учет
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Комитет) осуществлял оказание услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
По итогам работы за 2020 год на государственный учет поставлено 106 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, на конец отчетного периода в Псковской области поставлен на государственный учет 1861 объект, подлежащий региональному экологическому надзору, в том числе:
II категории - 88 объектов;
III категории - 1497 объектов;
IV категории - 276 объектов.
В соответствии с приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, представляют в Комитет отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
В 2020 году приняты отчеты за 2019 год в количестве 721 шт.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Комитет декларации о воздействии на окружающую среду.
В 2020 году Комитетом принято 14 деклараций.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В 2020 году Комитетом было согласовано 90 перечней мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Псковской области.
6.5. Реализация национального проекта "Экология" на территории Псковской области
В 2018 году Псковская область активно приступила к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Благодаря национальному проекту "Экология" Псковская область получила возможность решить проблемы накопленного экологического ущерба, реализовать свои экологические программы с участием федерального финансирования в части сохранения лесов и уникальных водных объектов на территории области.
Для достижения целей, показателей и результатов национального проекта "Экология" разработаны паспорта региональных проектов Псковской области "Чистая страна", "Сохранение уникальных водных объектов Псковской области", "Сохранение лесов Псковской области", "Комплексная система обращения с ТКО", "Чистая вода".
Региональный проект "Чистая страна"
Главная цель: ликвидация к концу 2024 года выявленной на 01 января 2018 несанкционированной свалки в границах города Пскова за счет восстановления, в том числе рекультивации земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде.
Целевые показатели, которые планируется достичь к 2024 г.:
1. Ликвидация всех выявленных на 01 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов - 1 шт. (Псков).
2. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, - 250 тыс. человек (г. Псков - 210 тыс. человек и Псковский район - 40 тыс. человек).
3. Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, - 19,9 га.
Мероприятие по ликвидации Псковской городской свалки включено в федеральный проект "Чистая страна" с финансированием из федерального бюджета и реализуется в рамках Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами", утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 504, (подпрограмма "Отходы").
Объем финансирования по мероприятию будет уточнен после получения положительного заключения экспертизы достоверности определения сметной стоимости на проектно-сметную документацию в 2021 году.
Исполнители:
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и Администрация города Пскова.
Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова заключен муниципальный контракт от 28 ноября 2019 г. N 158 на разработку проекта по ликвидации Псковской городской свалки с ООО "Институт проектирования, экологии и гигиены" (Санкт-Петербург).
В 2020 году проект по ликвидации Псковской городской свалки разработан, документация направлена на государственную экспертизу. На 2021 год запланировано получение положительных заключений государственной экспертизы.
В целях получения субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по ликвидации Псковской городской свалки объект был включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Реализация мероприятия позволит решить давнюю проблему г. Пскова - ликвидировать свалку, существующую с 1947 года в городской черте, и вернуть в хозяйственное использование городские земли.
Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов Псковской области"
Главная цель проекта - улучшение гидрографической сети и экологического состояния водных объектов области путем расчистки отдельных участков Чудско-Псковского озера и очистка от мусора водоохранных зон водных объектов Псковской области к концу 2024 г.
В 2020 году проект реализовывался в рамках ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 гг.", утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 11 декабря 2017 г. N 1052, а также Государственной программы Псковской области "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 494.
Исполнитель: Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
Проект включает две задачи:
1. Улучшение гидрографической сети и экологического состояния Чудско-Псковского озера и р. Псковы в г. Пскове (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акватории от плавающего мусора).
2. Очистка от бытового мусора берегов водных объектов Псковской области и прилегающих к ним акваторий.
Общий объем финансирования - 78 656,00 тыс. руб., в том числе:
из федерального бюджета - 77 756,00 тыс. руб. (2019-2024 гг.)
из областного бюджета - 900,00 тыс. руб. (2019-2024 гг.)
Целевые показатели, которые планируется достичь к концу 2024 г.:
1. Протяженность расчищенных участков водных объектов - 13,5 км.
2. Численность населения, улучшившего экологические условия проживания, - 205,164 тыс. человек (проживающие в г. Пскове, в деревнях Кулье, Шартово, Медли, Колпино Печорского района, Подборовье, Подолешье, Раскопель, Островцы, Спицино Гдовского района).
Включает четыре мероприятия:
1. Расчистка Псковского озера в районе дер. Шартово Псковской области (завершено в 2019 году).
2. Расчистка участков Чудско-Псковского озера Псковской области (разработка проекта запланирована на 2021 - 2022 гг.).
3. Расчистка реки Псковы в г. Пскове Псковской области (разработка проекта запланирована на 2021 - 2022 гг.).
4. Ежегодные акции по очистке от бытового мусора берегов водных объектов Псковской области и прилегающих к ним акваторий.
В 2020 году проведены ежегодные волонтерские акции, организованные органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на своих территориях, по очистке водоохранных зон водных объектов Псковской области от мусора с привлечением населения, проживающего вблизи водных объектов. В акциях приняло участие 677 человек, убраны берега водных объектов протяженностью 64,8 км.
Проведены акции в местах массового отдыха граждан (Гдовский район, территория водоохранных зон озер: Серебряное, Жуково, Каретное, Зеркальное) по очистке берегов 4 озер. Очищено 0,5 км береговой линии, в акциях приняли участие 54 волонтера.
Региональный проект "Сохранение лесов Псковской области"
Целью федерального проекта "Сохранение лесов" является обеспечение баланса выбытия и лесовосстановления лесов в соотношении 100% к 2024 году. Эта общая цель состоит из двух основных подзадач: минимизировать потери лесных насаждений, которые ежегодно выбывают по разным причинам и обеспечить в полном объеме качественное восстановление лесов.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение лесов Псковской области" в 2019 - 2020 гг. (сумма финансирования из средств федерального бюджета составила 165,2 млн руб.) выполнены следующие мероприятия по достижению результатов регионального проекта:
проведена поставка лесопожарной техники в количестве 62 единиц и 545 единиц лесопожарного оборудования для оснащения ГАУ ПО "Противопожарный лесной центр" для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Приобретенная техника позволила в 2020 году создать 6 новых лесопожарных станций в г.п. Печоры, п. Плюсса, г. Гдове, г. Великие Луки, г. Себеже и г. Порхове.
Функционирование на территории Псковской области 11 лесопожарных станций позволило обеспечить оперативную доставку сил и средств к местам возникновения лесных пожаров и как результат, ликвидировать пожары на ранней стадии их возникновения, что позволило снизить ущерб от лесных пожаров более чем в 3 раза (с 9,5 млн рублей до 2,9 млн рублей). В 2020 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности охраны лесов от пожаров Псковская область вошла в число 22 субъектов Российской Федерации, где все лесные пожары ликвидированы в течение 24 часов.
В целом в Псковской области лесопожарные станции укомплектованы необходимой техникой на 75%, лесохозяйственной техникой - на 40%, еще порядка 35% старой техники требует обновления. Поэтому в 2021 году будет продолжена модернизация технического оснащения, в рамках проекта на эти цели предусмотрено 89,47 млн руб.;
проведена поставка лесохозяйственной техники в количестве 3 единиц и 16 единиц лесохозяйственного оборудования для ГАУ ПО "Псковский лесопитомник" для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению. Такое обновление материально-технической базы позволило увеличить количество и улучшить качество посадочного материала, расширить площадь воспроизводства лесов, а также повысить качество лесохозяйственных работ;
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 0,73 тонны или 178% от плана (0,41 тонны). В случае неурожайных годов лесопользователи Псковской области будут обеспечены необходимым количеством посадочного материала для выполнения мероприятий по искусственному лесовосстановлению;
за два года увеличена площадь лесовосстановления на не переданных в аренду лесных участках на 394,02 га.
Правилами лесовосстановления предусмотрены разные способы лесовосстановления: естественное лесовосстановление вследствие природных процессов, содействие естественному лесовосстановлению, искусственное лесовосстановление (посадка лесных культур) и комбинированное лесовосстановление.
Способ лесовосстановления зависит от многих факторов (природно-климатических условий, типов почвы, типа леса, типа условий местопроизрастания, гидрологического режима, наличия подроста и молодняка, наличие семенников и т.д.) и проектируется при лесоустройстве.
Если на вырубках можно обеспечить формирование высокопродуктивных насаждений благодаря естественному лесовосстановлению, лесные культуры не создают.
Для формирования высокопродуктивных лесных насаждений региональным проектом "Сохранение лесов Псковской области" предусмотрен дополнительный показатель обеспечения воспроизводства целевых пород за счет интенсивных рубок ухода в молодняках.
Воспроизводством лесов занимаются арендаторы лесных участков на арендованной территории, а на территории, свободной от аренды, - подведомственные учреждения ГАУ "Псковской лесопитомник" и ГАУ "Противопожарный лесной центр" в соответствии с доведенными государственными заданиями.
Признаками достижения показателя регионального проекта "Сохранение лесов Псковской области" в части ухода за молодняками являются:
наличие на вырубке только целевых пород при осветлениях;
наличие на вырубке нормируемого количества целевых пород при прочистках.
Рубки ухода в молодняках, выполненные с меньшими процентами выборки чем установленные методикой достижения дополнительного показателя регионального проекта уходами, не считаются.
Так, в период реализации регионального проекта "Сохранение лесов" основная часть лесопользователей перешла на проведение интенсивного ухода за молодняками, что создало основу постепенного перехода на интенсивное ведение лесного хозяйства.
Своевременное выполнение указанных мероприятий позволяет в более короткие сроки вырастить и заготовить требуемые на рынке лесоматериалы как хвойных, так и лиственных пород.
В 2019 году в различных районах области были заложены опытные пробные площади по химической подсушке осины до рубки, на которых в 2020 году со всеми арендаторами и работниками лесничеств проведены обучающие семинары. Внедрение арендаторами в практику ведения лесного хозяйства мероприятий по подавлению корнеотпрысковой способности осины способствует предотвращению смены пород и уменьшению затрат при рубках ухода. Данные мероприятия в 2020 году были проведены арендаторами лесных участков ИП Чуриковым И.И. и ПО "Великолукское районное потребительское общество" на площади 7,0 га.
Ежегодно показатели регионального проекта выполняются более чем на 100%. Так, в 2020 году плановые значения показателей проекта составили:
показатель "отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших насаждений" выполнен на 57,5% или 101,5% от плана в 56,6% (показатель федерального проекта "Сохранение лесов");
показатель "площадь лесовосстановления и лесоразведения" выполнен на 101,5% и составляет 4176,29 га от плана в 4114,08 га;
показатель "запас семян лесных растений для лесовосстановления" выполнен на 178% в объеме 0,73 тонны (0,41 тонны по плану);
показатель "количество выращенного посадочного материала лесных растений" выполнен на 143% в объеме 13,33 млн шт. (9,3 млн шт. по плану);
показатель "площадь погибших лесных насаждений" выполнен на 100% и составляет 0,045 тыс. га при плановом значении 0,26 тыс. га;
показатель "ущерб от лесных пожаров" выполнен на 100% и составляет 2,928 млн руб., при плановом значении в 15,5 млн руб.;
показатель "отношение площади воспроизводства лесов к площади вырубленных лесных насаждений" выполнен на 107,4% (по плану 100%).
Исполнение показателей и мероприятий регионального проекта "Сохранение лесов Псковской области" позволит повысить эффективность и качество выполняемых работ, обеспечит надлежащие темпы воспроизводства хозяйственно ценных пород, а также увеличит уровень лесопользования, что повлечет за собой повышение продуктивности лесного насаждения и улучшение породного состава лесов.
Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами"
Главная цель проекта: увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до 60% к 2024 году за счет строительства объектов обработки отходов.
Региональный проект предусматривает достижение к 2024 году таких показателей, как увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на сортировку, с 3 до 60% и увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на вторичную переработку, с 1 до 36%.
В 2020 году в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" были реализованы следующие мероприятия:
1) актуализация территориальной схемы обращения с отходами Псковской области;
2) предоставление субсидии из бюджета Псковской области Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях финансового обеспечения части затрат, возникших при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
Также в рамках реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, составила 10% (план - 7%), доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, - 24% (план - 21%).
Региональный проект "Чистая вода"
Региональный проект "Чистая вода" направлен на повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
В 2020 году в рамках регионального проекта "Чистая вода" велись работы по реконструкции 3 объектов питьевого водоснабжения.
Реконструкция кольцевого водовода по ул. Тургенева в г. Великие Луки и системы водоснабжения в дер. Переслегино были переходящими объектами с 2019 года. Строительно-монтажные работы по указанным объектам завершены в 2020 году в полном объеме.
Реконструкция водовода в г. Великие Луки протяженностью 1360 метров позволила бесперебойно осуществлять водоснабжение населения города численностью 90549 человек.
В деревне Переслегино полностью решена проблема с водоснабжением населения. Перекладка 3316 метров водопроводных сетей обеспечила безаварийное и бесперебойное водоснабжение, а строительство станции водоочистки довело качество питьевой воды до требований, установленных СанПиН. 1477 жителей деревни Переслегино обеспечены качественной питьевой водой.
Реконструкция станции биохимической очистки воды от сероводорода на очистных сооружениях водопровода из подземных источников в г. Великие Луки начата в 2020 году. Работы будут проводиться в течение 2020 - 2022 годов. Строительная готовность объекта на 31.12.2020 составила 18%.
На 31.12.2020 кассовое исполнение по региональному проекту "Чистая вода" составило 82,8 млн рублей (100% от общего лимита субсидий).
6.6. Ликвидация объектов накопленного экологического вреда
На территории Псковской области находятся два объекта, которые включены в государственный реестр объектов накопленного вреда:
склады устаревших пестицидов;
нефтешламовое хранилище в г. Невеле.
Хранящиеся в Псковской области устаревшие пестициды - это смеси неизвестного происхождения, потерявшие свои свойства под воздействием атмосферных осадков и собранные из разрушенных складов бывших сельскохозяйственных предприятий Псковской области.
Все устаревшие пестициды общим объемом 840 тонн размещены в 85 складах в Палкинском, Великолукском, Куньинском, Новосокольническом, Усвятском, Невельском, Себежском, Опочецком, Пустошкинском, Локнянском районах области.
Большая их часть - 650 тонн размещена в трех складах дер. Лесная Палкинского района, находящихся в собственности Псковской области и переданных в оперативное управление государственному автономному учреждению Псковской области "Противопожарный лесной центр".
На обеспечение безопасного хранения устаревших пестицидов в складах Палкинского района в рамках ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы" и Государственной программы Псковской области "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 494, в 2020 году было выделено финансирование из средств областного бюджета в объеме 1,2 млн руб., в том числе:
0,6 млн руб. - на исправное содержание складов;
0,6 млн руб. - на мониторинг окружающей среды.
По данным мониторинга окружающей среды за 2020 год, превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в подземных и поверхностных водах, донных отложениях, почвах и атмосферном воздухе не зафиксировано.
В 2020 году Администрация Псковской области продолжила работу с Минпромторгом России и Минприроды России по привлечению федерального финансирования для реализации мероприятия по вывозу устаревших пестицидов с территории Псковской области и их дальнейшему уничтожению.
В мае 2020 г. заключено Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской области и ФГУП "Федеральный экологический оператор" в части создания условий по безопасному обращению с отходами I и II классов опасности и ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда на территории Псковской области.
ФГУП "Федеральный экологический оператор" разрабатывается схема обращения с отходами I-II классов опасности и создается современная инфраструктура, обеспечивающая безопасное обращение с отходами I-II классов опасности, в том числе создаются производственные мощности по уничтожению опасных отходов, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году.
В настоящее время нет производственных мощностей по уничтожению пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов, а также отсутствует возможность финансирования мероприятий по вывозу и уничтожению устаревших пестицидов за счет средств областного бюджета, ввиду их значительной стоимости.
После определения механизмов федерального финансирования Псковская область получит возможность совместно с ФГУП "Федеральный экологический оператор" реализовать указанное мероприятие в рамках будущих программ и проектов.
Нефтешламовое хранилище общей площадью 0,9 га расположено в г. Невеле. Источником загрязнения являются 3 нефтешламовых бетонных резервуара, находящихся в разрушенном состоянии.
Объект включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Мероприятие "Ликвидация нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области" реализовывалось в 2020 году в рамках ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы", утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 11 декабря 2017 г. N 1052, и Государственной программы Псковской области "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 494.
На очистку и рекультивацию нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области по предварительному расчету требуется 50,2 млн рублей, в том числе разработка ПИР (проектно-изыскательских работ) в объеме 6,2 млн рублей за счет средств областного бюджета.
В 2019 г. был заключен государственный контракт на разработку проекта с ООО "Размах ГП" (Санкт-Петербург), общая стоимость работ - 6,20 млн рублей, в том числе на 2019 год - 3,9 млн рублей, на 2020 год - 2,3 млн рублей (за счет средств областного бюджета). Срок исполнения 25.12.2020.
Первый этап разработки проекта завершен 31.10.2019.
Второй этап разработки проекта разработчиком не выполнен.
ООО "Размах ГП" выразил готовность исполнить обязательства по контракту до 01.07.2021.
6.7. Экологическое образование и просвещение. Экологические акции Псковской области
Важным звеном в системе экологического образования и формирования экологической культуры всех слоев населения Псковской области является деятельность, включающая в себя проведение различных массовых мероприятий, акций, конкурсов природоохранными службами совместно с учреждениями образования, культуры, предприятиями и общественными организациями. На территории области в 2020 году было проведено более 100 мероприятий.
В рамках осуществления мер по обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды и экологическому просвещению в 2020 году на территории Псковской области реализованы следующие мероприятия.
В рамках ежегодной общероссийской акции "Вода России" на территории Псковской области повсеместно прошли мероприятия по очистке берегов водных объектов. С учетом действия ограничений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" сроки реализации мероприятия в муниципальных районах были изменены и мероприятия начались только в июле.
Администрациями муниципальных образований Псковской области совместно с образовательными учреждениями, организациями и волонтерами были организованы экологические субботники по уборке от мусора берегов рек и озер. Была проведена уборка прибрежных полос от пластиковых бутылок, пакетов, банок, обкос травы.
Органами местного самоуправления за период июнь-октябрь 2020 года было очищено от мусора 82 км территории. В уборке приняли участие более 650 человек.
27 ноября 2020 г. представителями ПРОО Центр социального проектирования и добровольчества "Команда 2018" при участии Общероссийского экологического общественного движения "Зеленая Россия" и волонтеров проведена акция по уборке берегов острова Залита в Псковском озере. В уборке было задействовано 20 волонтеров. Убрано более 100 мешков мусора.
В период с марта по сентябрь 2020 года на территории Островского района под руководством Псковской экологической организации "Зеленый крест" при участии представителей ОЭОД "Зеленая Россия" и жителей Островского района проходил ряд акций "Расти кедровник".
Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области в режиме видеоконференции проведены публичные обсуждения для поднадзорных субъектов по вопросам правоприменительной практики и соблюдению обязательных требований органов государственного надзора. В рамках встречи доведена до сведения участников информация о результатах надзорных мероприятий, сведения об изменениях в законодательстве.
С учетом действия ограничений по проведению массовых мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за отчетный год на территории области было сокращено количество запланированных мероприятий.
Было проведено 6 мероприятий, способствующих продвижению экологического образования и вовлечению населения в эколого-просветительскую деятельность.
В течение 2020 года на сайте Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области еженедельно размещалась информация об экологических мероприятиях, планируемых для проведения на площадках Псковской области и других городов России и зарубежья.
В 2020 году в России стартовала Международная акция "Сад памяти", в ходе которой в Псковской области было высажено более 8 тыс. древесных растений в память о советских людях, погибших в годы Великой Отечественной войны. На площади более 2,01 га высадили такие породы, как ель, сосна, береза, каштан, липа, туя, яблоня, груша, сирень.
В том числе на территории земель лесного фонда Псковской области в рамках акции было посажено 4,6 тыс. шт. сеянцев ели на общей площади 1,5 га.
В мероприятиях Международной акции "Сад памяти" приняли участие 330 человек.
В целях привлечения внимания общества к проблемам восстановления и преумножения лесов России Всероссийская акция "Сохраним лес" проводилась второй год подряд.
В 2020 году в Псковской области акция была проведена на землях лесного фонда Гдовского и Печорского лесничеств, а также в городе Порхове. В ходе проведения акции высажено 19 тысяч сеянцев сосны и ели и 14 саженцев туи на общей площади 6,3 га.
В акции приняли участие 74 человека: сотрудники Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, лесничеств, ГАУ ПО "Противопожарный лесной центр" и почетный житель города Порхова.
В рамках календаря областных массовых мероприятий Комитетом по образованию Псковской области проведены конкурсы, олимпиады, выставки экологической направленности.
Школьники Псковской области и педагоги принимали активное участие в муниципальных месячниках по благоустройству территорий.
Во многих дошкольных образовательных организациях Псковской области созданы группы "Эколята-дошколята", направленные на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. В общеобразовательных организациях в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята - молодые защитники Природы" создаются классы "Эколят".
Образовательные организации области являются активными участниками экологических мероприятий (природоохранных акций, экоуроков, субботников), проводимых общественными организациями: Псковским региональным экологическим движением "За чистый берег", Региональным представительством общероссийского экологического общественного движения "Зеленая Россия", Псковской областной общественной организацией "Чудской проект".
С 2019 года проводится областной экологический конкурс "Эко-инициатива 2019-2020", целью которого является развитие школьных инициатив, направленных на сохранение природного богатства Псковской области, формирование экологически ответственного поведения школьников и населения в целом. Среди тем, затрагиваемых данным конкурсом, стоит отметить темы, посвященные вопросам энергосбережения, энергоэффективности и обращению с твердыми бытовыми отходами.
Сотрудники Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области приняли участие в церемонии награждения победителей и призеров областного экологического конкурса "Эко-инициатива 2019-2020", организатором которого выступила Псковская областная общественная организация "Чудской проект".
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в июле 2020 года на базе Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества было образовано структурное подразделение - Экостанция в городе Пскове и Псковской области (далее - Экостанция), где созданы новые места дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. В рамках реализации приоритетных задач дополнительного естественнонаучного образования школьников, Экостанцией были выбраны три наиболее актуальных направления деятельности, а именно: "Био", "Эко", "Профи".
Направление "Био" реализует общеобразовательные программы, ориентированные на изучение и освоение исследовательских методов, применяемых ботаникой, зоологией и общей экологией. Направление "Эко" осуществляет реализацию дополнительных программ, направленных на освоение современного инструментария и методов изучения состояния и динамики окружающей среды. Направление "Профи" осуществляет реализацию программ, направленных на профессиональную ориентацию и подготовку кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области рационального природопользования и естественнонаучного сектора экономики.
В 2020 году Экостанцией были организованы: региональный этап Всероссийского Экологического диктанта, региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии, региональный этап Национального юниорского водного конкурса, областной конкурс "Эко-инициатива".
Учитывая важность и значимость вопросов охраны окружающей среды, а также с целью популяризации идей экологической сознательности и воспитания экологической культуры граждан Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в 2020 году проведены мероприятия, направленные на привлечение внимания общества к проблемам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, формирования экологической культуры, повышение правовой ответственности граждан. Наиболее значимые из них:
1. уборка братского захоронения воинов в районе деревни Филатова Гора Псковской области в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, проведенная сотрудниками Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора;
2. участие в благоустройстве усадебного парка Лореров-Розенов, расположенного в деревне Гораи Островского района Псковской области. На территории парка силами государственных инспекторов Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, Псковского регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", учащихся Крюковской школы высажены шаровидные ивы;
3. участие в подведении итогов конкурса творческих работ детей по темам "Береги лес от пожара", "Останови огонь", "Дети против пожара", организованного Детской экологической библиотекой "Радуга" МАУК "Централизованная библиотечная система" г. Пскова при поддержке государственного автономного учреждения Псковской области "Противопожарный лесной центр". Конкурс организован и проведен в целях создания условий для поддержки общественно-значимой деятельности детей и молодежи, направленной на решение актуальных экологических проблем и способствующей формированию активной гражданской позиции, развитию интереса к сохранению и приумножению природных богатств Псковской области.
6.8. Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Реализованные или планируемые к реализации проекты в рамках международного сотрудничества на территории Псковской области в области охраны окружающей среды в 2020 году
Программа "Интеррег. Регион Балтийского моря".
Программа "Интеррег. Регион Балтийского моря" направлена на поддержку интегрированного территориального развития и сотрудничества для более инновативного, доступного и устойчивого региона Балтийского моря. Партнеры из стран Балтийского моря работают вместе в транснациональных проектах по общим ключевым проблемам и возможностям. Программа основана в 2014 году и является продолжением программы "Регион Балтийского моря 2007-2013", продолжает и расширяет транснациональное сотрудничество стран -участниц. Программа охватывает Данию, Финляндию, Северо-Восток Германии, Эстонию, Литву, Латвию, Польшу, Швецию, Норвегию, Беларусь, северо-запад России.
В рамках программы "Интеррег. Регион Балтийского моря" продолжена реализация проекта "Значимость биомассы Балтийского региона" (BalticBiomass4Value), в котором российским партнером выступает МП г. Пскова "Горводоканал", лидирующий партнер - Университет им. В.Магнуса, Литва. Срок действия проекта - 2019 - 2020 гг. В 2020 году началась разработка проекта строительства станции сгущения осадка на очистных сооружениях канализации города Пскова.
Программа приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" 2014 - 2020 гг.
С участием партнеров Псковской области реализуется крупномасштабный проект Программы "Общее Чудское озеро 2"/ "Common Peipsi 2" по улучшению экологической ситуации и развитию транспортного сообщения в акватории Псковско-Чудского водоема. Лидирующий партнер - волость Сетомаа, Эстония, российские партнеры - Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области, Администрация Псковского района, МП г. Пскова "Горводоканал".
По итогам реализации данного проекта в сфере охраны окружающей среды построена станция подачи воды для дер. Череха и продолжена реконструкция очистных сооружений в г. Пскове.
Также в сфере охраны окружающей среды в 2020 году реализовывались следующие проекты программы "Россия-Эстония" 2014 - 2020 гг., прошедшие конкурсный отбор:
1. ER65 BioAware/БиоРазнообразие.
Партнеры - Администрация города Пскова, МБУ ДО "Эколого-биологический центр", лидирующий партнер - мэрия г. Выру, Эстония.
В рамках проекта реконструируется привлекательная экологически устойчивая городская территория вокруг реки Мирожки, проведены исследования, общественные кампании. Идет разработка методических и информационных материалов по совершенствованию качества образования в сфере защиты окружающей среды для обучения детей и их семей.
2. ER101 GreenMind/Эко-мышление.
Партнеры - Псковская областная общественная организация "Чудской проект", ГБУ ДО ПО "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества", лидирующий партнер - ПООО "Чудской проект".
Цель проекта - экологическое образование, создание Концепции экологического образования в Псковской области.
3. ER126 LOCAL FIRE/Укрощение огня.
Партнеры - Администрация Гдовского района, Администрация Псковского района, Администрация Палкинского района и Администрация Печорского района; лидирующий партнер - Администрация Псковского района. В рамках проекта реализуется комплекс локальных мероприятий по борьбе с сезонными пожарами.
4. ER8 CuNAHe/Сохранение культурного и природного наследия региона Псковско-Чудского озера.
Партнеры проекта - Псковская областная общественная организация "Чудской проект", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Печорская средняя общеобразовательная школа N 3"; лидирующий партнер - Центр трансграничного сотрудничества Чудского озера (Тарту, Эстония).
Цель проекта - экологическое образование, организация детских летних лагерей.
5. ER29 Emajoe-Pskov WMP-2/Водоканалы Эмайыги-Псков-2.
Лидирующий партнер проекта - МП г. Пскова "Горводоканал". Цель проекта - создание электронного мониторинга канализационных сетей города.
6. ER54 Pure Water/Чистая вода.
Лидирующий партнер проекта - МП г. Великие Луки "Горводоканал". Цель проекта - реконструкция очистных сооружений.
Программа приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" 2014 - 2020 гг.
В 2020 году в рамках программы приграничного сотрудничества "Россия-Латвия" 2014 - 2020 гг. продолжена реализация проекта прямого присуждения "Чистая вода для приграничных регионов" по обеспечению чистой водой города Пскова за счет повышения производительности городского водозабора, лидирующий партнер - МП г. Пскова "Горводоканал".
По итогам реализации указанного проекта ожидается повышение производительности водозабора для г. Пскова на 30 тыс. куб. м, а также обучение специалистов сферы ЖКХ в 5 районах области.
Также в сфере охраны окружающей среды в 2020 году продолжена реализация следующих проектов программы "Россия-Латвия" 2014 - 2020 гг., прошедших конкурсный отбор:
1. LR16 Green Towers/Зеленые башни.
Партнер проекта- Администрация Гдовского района, лидирующий партнер - муниципалитет г. Руйена, Латвия.
Цель проекта: обустройство смотровых площадок и зон отдыха для туристов.
2. LR17 Sticky urban areas/Болотистые городские территории.
Партнеры проекта - Администрация Островского района, ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет", лидирующий партнер - муниципалитет г. Резекне, Латвия.
Цель проекта - обустройство части набережной р. Великой в г. Острове.
3. LR19 Spirit of Nature/Дух природы.
Партнеры проекта - Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск", Администрация Лавровской волости Печорского района; лидирующий партнер - муниципалитет г. Апе, Латвия.
Цель проекта - реконструкция зон отдыха.
4. LR23 Parks without borders/Парки без границ.
Партнеры проекта - Администрация Псковского района, Администрация Порховского района, Администрация города Великие Луки, Администрация Куньинского района; лидирующий партнер - муниципалитет г. Гулбене, Латвия.
Цель проекта - обустройство 4 муниципальных парков.
5. LR30 NATTOUR/Тур в природу.
Партнер проекта - Администрация Себежского района, лидирующий партнер - муниципалитет г. Лудза, Латвия.
В ходе реализации проекта выполнен комплекс работ по благоустройству набережной в г. Себеже.
Проекты программ международного и приграничного сотрудничества не остановились в период пандемии.
Мероприятия проектов осуществляются несмотря на введение ограничительных мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Псковской области, ограничение проведения мероприятий и закупок, закрытие государственной границы.
Партнеры оперативно произвели корректировку планов реализации проектов, графики закупочных процедур. Встречи по управлению проектами переведены в формат видеоконференций и электронной переписки, обмена информацией.
Инвестиционные площадки и инфраструктурные объекты в стадии реализации активно работали по всему региону с учетом отставания по объективным причинам на один-два месяца.
<< Раздел 5. Окружающая среда и здоровье населения |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Псковской области от 29 июня 2021 г. N 76-РГ "О Докладе об экологической ситуации в Псковской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.