Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального
образования - Сараевский
муниципальный район
Рязанской области
от 10.03.2021 г. N 112
Положение
об организации специальных (школьных) перевозок учащихся муниципальных образовательных учреждений на "Школьных маршрутах" в Сараевском муниципальном районе Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок школьников на регулярных "Школьных маршрутах" Сараевского муниципального района Рязанской области.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия и термины:
1.2.1. "Школьный маршрут" - установленный путь следования автобуса между начальными и конечными пунктами при перевозке школьников.
1.2.2. "Регулярные" - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутом остановках.
1.2.3. "Школьный автобус" - автотранспортное средство с двигателем, используемое для осуществления перевозок групп обучающихся отвечающий требованиям ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний" ;
- "Школьный автобус" - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве оперативного управления или на ином законном основании общеобразовательной организации;
1.2.4. "Перевозчик" - организация, осуществляющая перевозки школьников.
1.2.5. "Нормирование скоростей" - установление норм времени (скорости) движения автобусов между остановочными пунктами;
1.2.6. "Опасный участок" - участки автомобильных дорог, проезд по которым сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлен или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно-технические мероприятия.
1.2.7. "Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами" с изменениями и дополнениями.
1.4. Требования настоящего Положения обязательны для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с организацией и осуществлением перевозок детей на "Школьных маршрутах".
1.5. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляется органами: Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции и другими органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения
2. Порядок открытия регулярных "Школьных маршрутов", обеспечение безопасных условий перевозок детей при организации перевозочного процесса
2.1. Регулярные "Школьные маршруты" открываются распоряжениями администрации, при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность движения.
2.1.1. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения школьных автобусов осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области в составе представителей организаций осуществляющих перевозки школьников, организаций в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы и ГИБДД не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования согласно приложения N 1).
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы (приложения N 2).
2.1.2. При подготовке к осуществлению регулярных перевозок перевозчик определяют рациональные места сбора, посадки и высадки детей.
Пространство, отведенное для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть. Остановки должны быть очищены от грязи, льда и снега. В местах посадки (высадки) детей на маршрутах должны быть установлены специальные остановочные знаки (трафарет - "Школьный маршрут") с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
2.2. Решение об открытии регулярного "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений.
2.3. Запрещается открытие школьных маршрутов, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы.
2.4. Перевозчик обязан:
- составить и утвердить на каждый маршрут паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков (паспорт утверждается органом местного самоуправления, схема маршрута согласовывается с ГИБДД);
- разработать график движения;
- обеспечить водителя, выполняющего регулярные перевозки детей, графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков;
- организовать контроль за соблюдением графиков движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
- регулярно (не менее 1 раза в месяц) проверять состояние мест посадки - высадки детей.
2.5. При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, угрожающих безопасности движения в зависимости от обстоятельств прекратить движение на маршруте.
2.6. Перевозка школьников в светлое время суток должна осуществляться с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/ч.
2.7. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
2.8. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.
2.9. Расписание движения автобусов должно вывешиваться в учебных заведениях и на остановочных пунктах маршрута движения.
2.10. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в осенне-зимний период, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону движения скорости (увеличения времени движения). При изменении расписания принимаются меры по своевременному оповещению детей.
2.11. В случаях стихийных бедствий принимается решение совместно с органами ГИБДД о временном прекращении движения на "Школьном маршруте".
2.12. Окна в салоне при движении автобуса должны быть закрыты.
2.13. Перевозка школьников осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса.
Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
- обеспечить посадку в школьный автобус включенных в список учащихся, подлежащих перевозке;
- производить учет учащихся при посадке и высадке из автобуса;
- следить за тем, чтобы во время движения автобуса учащиеся не вставали со своих мест, не ходили по салону, не пытались самостоятельно достать с полок вещи, не трогали никаких устройств в салоне автобуса, не открывали окна без разрешения, не отвлекали водителя, были пристегнуты ремнями безопасности; не допускать нахождения в салоне автобуса посторонних лиц;
- обеспечивать порядок в салоне автобуса и соблюдение правил поведения при осуществлении школьных перевозок;
- в процессе осуществления школьных перевозок находиться у двери автобуса.
По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их родителям (законным представителям) либо при наличии заявления родителей (законных представителей) разрешает обучающимся самостоятельно следовать от остановки школьного автобуса до места жительства.
Для сопровождения учащихся, перевозимых колонной автобусов, учреждениями здравоохранения выделяются медицинские работники на договорной основе.
Сопровождающий проходит специальный инструктаж по обеспечению безопасности перевозки детей автобусами.
Инструктаж проводится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения под роспись прошедшего инструктаж в журнале учета инструктажей. Без прохождения сопровождающим инструктажа автобус на маршрут не выпускается.
Инструктаж должен содержать порядок:
- подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки школьников;
- взаимодействия сопровождающего с водителем;
- поведения школьников в месте сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
- пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки;
- контроля за школьниками при остановках автобуса.
При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (вынужденная остановка, поломка автобуса, захват автобуса террористами, дорожно-транспортное происшествие) в т.ч.:
- порядок эвакуации школьников;
- порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие;
- правила пользования огнетушителями, аптечкой первой помощи.
2.14. Перевозчик обязан инструктировать школьников:
- о правилах безопасного поведения в местах сбора и во время ожидания автобуса;
- о порядке посадки и высадки из автобуса;
- о правилах поведения во время движения и остановки автобуса;
- о поведении при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
- о способах оказания первой помощи пострадавшим;
- осуществлять учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов и автобусных остановок.
При проведении занятий должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения и во время перевозок.
3. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов
3.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки школьников, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории "Д" не менее 1 года на дату начала перевозки;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.
3.2. Для обеспечения надежности водителей перевозчик обязан:
3.2.1. Перед началом регулярных перевозок школьников проводить с водителями инструктаж о порядке, условиях и особенностях движения и работы на маршруте.
Инструктаж должен включать сведения:
- о порядке организации перевозок школьников автобусами в соответствии с настоящим Положением;
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии дорожных условий, особенностях скоростного режима движения на маршруте;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
- о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях при возникновении пожара в автобусе;
- о действиях водителя при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия, о порядке экстренной эвакуации школьников из автобуса, об оказании первой медицинской помощи пострадавшим;
- об обеспечении безопасности движения при проезде железнодорожных переездов;
- о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса криминальными элементами (террористами);
- об ответственности водителя за нарушения нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего Положения.
Периодические инструктажи водителей проводятся с периодичностью не реже одного раза в четверть, с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.
Периодический инструктаж включает следующие положения:
информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автобуса (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);
осуществление противоугонных и противопожарных мер;
действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;
правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.
Сезонные инструктажи водителей проводятся два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водителей к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автобуса.
В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобуса в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями.
Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями по мере необходимости в следующих случаях:
при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапное изменение погодных условий и т.п.);
при получении информации о совершенных происшествиях;
при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.
Проведение инструктажа регистрируется в журнале учета инструктажей под роспись водителя и лица, проводившего инструктаж.
3.2.2. Организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, с отметками в путевых листах.
3.2.3. Осуществлять контроль за прохождением водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Минздравом РФ.
Водители, не прошедшие медицинское освидетельствование в установленные сроки, отстраняются от управления транспортными средствами.
3.2.4. Ежегодно проводить занятия по повышению профессионального мастерства водителей по установленным программам. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личные дела водителей.
4. Содержание автобусов в технически исправном состоянии
4.1. Перевозчик обязан:
4.1.1. Использовать для перевозки детей автобусы, зарегистрированные в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющие лицензионную карточку.
Не допускается осуществление регулярных "Школьных маршрутов" на грузовых автомобилях с кузовом - фургоном.
4.1.2. Обеспечить проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими нормативными документами, с отметкой в сервисной книжке, которая оформляется на каждый автобус.
4.1.3. В автобусах, допускаемых к перевозке детей, должны быть исправны: аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, механизмы открывания крышек потолочных вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки, звуковой сигнал, крепления сидений, поручней, подножек.
5. Требования к использованию автобусов образовательными учреждениями, в ведении которых они находятся
5.1. Школьные автобусы, находящиеся в оперативном управлении и в ведении образовательных учреждений, используются образовательными учреждениями для доставки учащихся в образовательные учреждения, развоза учащихся по окончании занятий.
При осуществлении перевозок учащихся по установленным школьным маршрутам в случае наличия в школьном автобусе свободных сидячих мест руководитель образовательного учреждения, в ведении которого он находится, может разрешить соответствующим приказом доставку сотрудников данного общеобразовательного учреждения на школьном автобусе до места работы и обратно по окончании занятий.
В случае, если не нарушается режим подвоза обучающихся на учебные занятия, возможно использование автобуса для подвоза обучающихся на внешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, выставки), городские, районные и областные культурно-массовые и спортивные мероприятия, перевозки обучающихся к местам труда и отдыха.
6. Обязанности должностных лиц по организации и осуществлению безопасности школьных
6.1. Обязанности должностных лиц по организации и осуществлению безопасности школьных перевозок изложены в приложение 3 к настоящему Положению и являются его неотъемлемой частью.
6.2. Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся общеобразовательного учреждения, перевозимых школьным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.
7. Ответственность за нарушение требований безопасности движения
7.1. Нарушения требований настоящего Положения влекут в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.