Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2414
по проекту федерального закона N 1173900-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", принятому 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1173900-7) был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.А. Жигаревым 18 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" в части создания единой информационной системы учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и принят Государственной Думой 1 июня 2020 года в первом чтении, 16 июня 2021 года - во втором чтении и 17 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования отношений в сфере рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С этой целью в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) вносится ряд изменений.
В соответствии с Федеральным законом не будет допускаться:
- распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (принят 17 июня 2021 года);
- реклама иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и (или) их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".
Кроме того, в целях обеспечения прослеживаемости рекламы в сети "Интернет" Роскомнадзор наделяется полномочием осуществлять учет, хранение и обработку информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе. Состав такой информации будет определяться Правительством Российской Федерации.
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, размещающие в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, будут обязаны предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор. Данная обязанность не будет распространяться на оператора социальной рекламы.
Федеральным законом предусматривается, что Роскомнадзор в случае необходимости может осуществлять взаимодействие с ФАС России по вопросу отнесения к рекламе информации, размещенной сети "Интернет".
Рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы наделяется правом получить доступ к имеющейся у Роскомнадзора непосредственно касающейся их прав и обязанностей информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе в порядке, установленном Роскомнадзором. Иным лицам, определённым Правительством Российской Федерации, в том числе органам государственной власти, включая ФНС России и ФАС России, предоставление доступа к такой информации будет осуществляться Роскомнадзором в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом определено, что реклама, распространяемая в сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в сети "Интернет", должна будет содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Федеральный закон потребует разработки ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.