Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-06/2412
по проекту федерального закона N 1087071-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", принятому Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1087071-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 декабря 2020 года с названием "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" и принят Государственной Думой 23 марта 2021 года в первом чтении, 16 июня 2021 года во втором чтении, 17 июня 2021 года в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан Российской Федерации при пользовании услугами связи, а также при доступе к социально значимым информационным ресурсам.
С этой целью в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) вносится ряд изменений.
Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), будет обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в сети "Интернет", информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.
В перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов будут включаться официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в сети "Интернет", официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в сети "Интернет", порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень смогут включаться иные сайты в сети "Интернет", информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определить порядок формирования и ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов, включенных в данный перечень. Технические показатели и иные условия предоставления доступа будут установлены правилами оказания услуг связи.
Федеральным законом установлено, что собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, смогут являться только российские юридические лица.
Федеральный орган исполнительной власти в области связи будет устанавливать требования к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных.
Роскомнадзор наделяется полномочием проводить мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей.
Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", будет обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.
Кроме того, оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, будет обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.
Федеральным законом установлены случаи, когда оператор связи будет обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика на свою сеть связи.
Федеральный закон N 126-ФЗ также дополняется новыми статьями.
Регламентируется порядок создания и функционирования системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
Также устанавливаются обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации.
Федеральный закон потребует разработки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.