Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-04/2214
по проекту федерального закона N 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств - членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 июня 2021 года (проект N 1120950-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Целью принятия Федерального закона является совершенствование действующего законодательства в части защиты прав получателей страховых услуг, защиты конкуренции и создания равных условий для субъектов страхового дела, а также выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц из государств - членов ВТО.
Данным Федеральным законом в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ряд других федеральных законов внесены изменения, в соответствии с которыми устанавливаются определенные условия и требования к иностранной страховой организации, к наличию у нее права на осуществление страховой деятельности на территории члена ВТО, опыту страховой деятельности иностранной страховой организации и сумме ее активов; требования к лицензированию деятельности иностранного страховщика; ограничение деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; запрет для иностранных страховых организаций на заключение отдельных видов договоров страхования, аналогичный действующему запрету в отношении дочерних обществ иностранных страховых организаций; требования к отдельной капитализации (гарантийному депозиту) филиала иностранной страховой организации; требования к суммарной величине минимальных размеров гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций при расчете размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.
Комитет обращает внимание, что при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, в него были внесены поправки, исключающие документ о проведении технического осмотра - диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, из перечня документов, которые владелец транспортного средства должен предоставлять при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО). Соответствующие изменения вносятся в статью 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Данные нормы вступают в силу с 22 августа 2021 года.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" диагностическая карта является документом, оформленным по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащим сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающим допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а также за ее пределами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В настоящее время наличие этого документа, а значит и права участвовать в дорожном движении, проверяет страховая организация при оформлении полиса ОСАГО. Указанные выше нововведения Федерального закона позволят с 22 августа 2021 года заключать договор ОСАГО без диагностической карты, т.е. без проверки права участвовать в дорожном движении. Между тем, нормы, которые вводят административную ответственность за отсутствие диагностической карты у водителя и наделяют МВД России полномочием проверять прохождение технического осмотра на дорогах, вступит в силу только с 1 марта 2022 года. Даже если учесть, что в настоящее время до 1 октября 2021 года продлен срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 октября 2021 года, то в течение пяти месяцев наличие диагностической карты у водителей контролировать никто не будет.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.