Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 21 июня 2021 г. N 3.4-06/1058
по проекту федерального закона N 1184317-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2021 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) (далее - Протокол) подписан 29 мая 2019 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета и вносит изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС), которые направлены на создание в ЕАЭС правовых основ для формирования и развития общего электроэнергетического рынка, обеспечения энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС, добросовестной конкуренции в сфере электроэнергетики.
Положения Протокола и актов, предусмотренных Протоколом, не распространяются на отношения, связанные с торговлей электрической энергией государств - членов с третьими государствами, в том числе на отношения, касающиеся межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через территорию государства - члена ЕАЭС на территории третьих государств, с территорий третьих государств через территорию государства-члена ЕАЭС.
Межгосударственная передача электрической энергии (мощности) в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики третьих государств регулируется законодательством государства - члена ЕАЭС, через территорию которого осуществляется межгосударственная передача электрической энергии (мощности).
Формирование, функционирование и развитие общего электроэнергетического рынка Союза осуществляются на основе следующих принципов:
- сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств - членов ЕАЭС;
- соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, а также других субъектов общего электроэнергетического рынка Союза;
- приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность) в конкурентных видах деятельности;
- обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств - членов ЕАЭС при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);
- поэтапное формирование и развитие общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств - членов с учетом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков государств - членов;
- использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств - членов с соблюдением взаимосогласованных условий параллельной работы;
- осуществление торговли электрической энергией между субъектами государств - членов с учетом энергетической безопасности;
- поэтапная гармонизация законодательства государств - членов в сфере электроэнергетики, в том числе в части раскрытия информации субъектами общего электроэнергетического рынка Союза.
В новой редакции излагается наименование приложения N 21 к Договору о ЕАЭС -"Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза". Кроме того, пункты 1-12 приложения N 21 к Договору о ЕАЭС заменяются новыми пунктами 1-49, которыми устанавливаются принципы и правила формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, определяются полномочия Евразийской экономической комиссии, перечисляются субъекты и участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, регулируются вопросы торговли электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС и осуществления межгосударственной передачи электроэнергии.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку вносит изменения в ратифицированный Российской Федерацией международный договор, а также в части, касающейся регулирования вопросов функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, потребует внесения изменений в российское законодательство.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Протокола не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Протокол не противоречит Договору о ЕАЭС и другим международным обязательствам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.