Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-04/3252
по проекту федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года, и сообщает следующее.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Савастьяновой, В.И. Пискаревым, Н.В. Костенко, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко, Е.В. Бибиковой, М.А. Львовой-Беловой с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" 11 февраля 2021 года, 14 апреля 2021 года принят в первом чтении, 16 июня 2021 года - во втором чтении и 17 июня 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, Е.В. Бибиковой в Государственную Думу направлялась одна поправка, которая была учтена в уточненной редакции.
Проект Федерального закона был разработан в целях совершенствования законодательного регулирования правоотношений, возникающих при обращении взыскания на имущество и доходы должников.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации или прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Аналогичные изменения вносятся в отдельные статьи Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в части уточнения принципа исполнительного производства о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону должнику-гражданину предоставляется право обращаться в банк, кредитную организацию, а также подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере соответствующего прожиточного минимума при обращении взыскания на его доходы. При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, он будет вправе с таким заявлением обратиться в суд.
Корреспондирующие уточнения также вносятся в статью 99 Федерального закона N 229-ФЗ, определяющую размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления.
При этом вводимое ограничение не будет применяться по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.