Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
§ 9. Канаты и цепи
Стальные канаты
120. Стальные канаты, применяемые в грузоподъемных устройствах, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (или копию сертификата) предприятия-изготовителя в соответствии с государственным стандартом "Канаты стальные. Технические требования".
При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.
Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.
121. Канаты для грузоподъемных устройств должны быть нераскручивающимися (H), с одним органическим сердечником, не менее чем шестипрядные, с общим количеством проволок не менее 114. Проволока должна быть марки B или I с оцинковкой группы ОЖ.
Для грузоподъемных устройств, устанавливаемых только во внутренних помещениях судов, в соответствии с условиями эксплуатации допускается использование канатов, изготовленных из проволоки с оцинковкой группы Ж или С.
Для грузоподъемных устройств, предназначенных для транспортировки людей, должны применяться канаты грузолюдские (ГЛ), изготовленные из проволоки высокого качества марки B.
122. Пряди в канатах должны быть свиты равномерно, расположены ровно, без заломов и не должны быть ослаблены.
Проволоки в пряди должны плотно прилегать друг к другу, не перекрещиваться в слоях и быть равномерно натянутыми. Не должно быть свободных проволок.
123. Проволоки в канатах не должны быть расплющенными и срезанными. Цинковое покрытие должно быть гладким, без наплывов, отслоений и загрязнений.
Проволоки в канате должны быть покрыты смазкой, защищающей их от коррозии.
124. Петля на конце каната при креплении его на грузоподъемном устройстве, а также петля стропа, сопряженная с коленцами, чаками и другими деталями, должна выполняться с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, постановки зажимов или другим проверенным способом согласно стандартам.
Крепление конца каната на грузоподъемном устройстве может также производиться в стальной кованой, штампованной, сварной или литой конусной втулке (патроне) клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение чугунных конусных втулок не разрешается. Втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
125. Число пробивок каната каждой прядью при заплетении должно быть не менее указанного в табл. 1.
Таблица 1
Диаметр каната, мм |
Число пробивок каждой прядью, не менее |
До 15 |
4 |
От 15 до 28 |
5 |
От 28 до 60 |
6 |
От 60 до 80 |
8 |
Помимо пробивки каната каждой прядью канат дополнительно должен пробиваться либо половинным числом прядей, либо всеми прядями половинного сечения, не менее чем одной пробивкой каждой прядью.
Последние пробивки заплетки (в районе обрубки прядей) должны быть оклетневаны для исключения травм обслуживающего персонала.
126. Количество зажимов определяется при проектировании, но не должно быть менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть равны не менее чем шести диаметрам каната. Зажимы следует располагать колодками на рабочую ветвь каната. Установка зажима горячим (кузнечным) способом не разрешается.
127. При заделке конца каната в конусной втулке (патроне) путем заливки легкоплавким сплавом конец каната должен быть расплетен, концы проволок загнуты, обезжирены и облужены, втулка (патрон) обезжирена (протравлена).
128. Крепление каната к барабану лебедки должно быть равнопрочным канату, осуществляться способом, исключающим перетирание и выскальзывание каната, и может производиться с помощью накладных прижимных планок или клиновых зажимов. Количество прижимных планок должно быть не менее двух.
Допускается крепление каната к барабану другими способами, согласованными с Инспекцией котлонадзора ВМФ. Зажимное устройство не должно мешать равномерной укладке стального каната на барабан.
Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната.
Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее не разрешается.
129. Длина каната должна выбираться такой, чтобы при самом низком рабочем положении грузозахватного органа (при срабатывании концевого выключателя крайнего нижнего положения) на барабане оставалось бы не менее двух витков каната (без учета его закрепленной части); это относится также к канатам и барабанам механизмов изменения вылета и поворота стрел для предельных положений.
Эти требования должны выполняться также и при выборе длины цепи.
130. Талрепы и другие аналогичные приспособления, входящие в конструкцию стоячего такелажа, а также примененные для его закрепления к различным металлоконструкциям и корпусу судна, должны иметь стопорные устройства, исключающие самопроизвольное ослабление каната.
131. Канаты грузоподъемных устройств должны располагаться так, чтобы исключалось их задевание за элементы конструкций.
132. Применение срощенных канатов в грузоподъемных устройствах не допускается.
133. Все стальные канаты должны быть рассчитаны на растяжение по формуле
,
где P - разрывное усилие каната в целом, принимаемое по стандарту на данный канат или по его сертификату, кгс (Н). В тех случаях, когда в сертификате (или в свидетельстве об испытании) дано суммарное разрывное усилие проволок, разрывное усилие каната в целом должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по государственному стандарту на данный тип каната;
S - наибольшее натяжение ветви каната при номинальной грузоподъемности с учетом коэффициентов полезного действия шкивов, блоков, кгс (Н);
K - коэффициент запаса прочности. Значение коэффициента запаса прочности канатов принимается по нормам, приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности канатов
Примечание. Промежуточные значения коэффициента запаса прочности определяются интерполяцией.
Запас прочности грейферных канатов должен быть не менее 6,0.
При расчете канатов на динамическую нагрузку запас прочности канатов, перечисленных в п. 1 табл. 2, должен быть не менее 3,0, а перечисленных в п. 2 - не менее 2,5.
134. Стальные канаты стропов и других грузозахватных приспособлений не должны иметь резких перегибов каната с возникновением перерезывающих усилий.
135. Расчет канатов, идущих для изготовления стропов и других грузозахватных приспособлений, должен производиться с запасом прочности не менее 6,0 по формуле ст. 133 с учетом числа ветвей каната и угла их наклона к вертикали.
В исключительных случаях, связанных с перемещением тяжелых грузов, при практической невозможности выполнить вышеуказанное требование по согласованию с Инспекцией котлонадзора флота может быть допущено применение стропов с меньшим запасом прочности канатов, но не менее 4,0.
Определение величины натяжения в ветви стропов производится в соответствии с приложением 8 к настоящим Правилам.
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями должен приниматься равным 90° (1,575 рад). Для стропов, предназначенных для подъема определенного груза, при расчете может приниматься фактический угол.
Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
Канаты из растительного и синтетического волокна
136. Канаты из растительного и синтетического волокна могут применяться в качестве стропов и для талей оттяжек легких стрел, а также в грузоподъемных устройствах с ручным приводом.
Канаты должны быть повышенной группы, соответствовать требованиям государственных стандартов и иметь сертификаты предприятия-изготовителя.
Диаметр каната должен быть не менее 20 мм. Усилие в оттяжке, выбираемой вручную, должно быть не более 32 кгс (320 Н).
137. Применение канатов из растительного и синтетического волокна в качестве грузовых и стреловых (топенантных) в грузоподъемных устройствах с машинным приводом не допускается. Это требование относится и к оттяжкам, если их управление механизировано.
138. Канаты из растительного и синтетического волокна должны быть свиты из каболок одного и того же материала. Исключение допускается для манильских канатов, которые могут содержать в своем составе до 50% каболок из сизальского волокна.
Цвет каната должен быть равномерным по всей длине и соответствовать цвету пряжи или синтетического материала, из которого он сделан. Не должно быть бурых пятен, плесени, запаха гнили или гари, а также подплавленных участков. Обработка канатов противогнилостными и водоотталкивающими веществами не должна снижать прочности каболок.
139. Устройство петли на конце каната из растительного или синтетического волокна должно производиться с применением коуша.
Число пробивок каната каждой прядью при заплетении должно быть не менее указанного в табл. 3.
Таблица 3
Диаметр каната, мм |
Число пробивок, не менее |
|
каждой прядью |
прядью половинного сечения |
|
До 15,9 |
4 |
1 |
От 15,9 до 28,7 |
5 |
1 |
От 28,7 до 55,7 |
6 |
1 |
От 55,7 до 87,6 |
7 |
1 |
140. Расчет канатов из растительного и синтетического волокна производится по тем же формулам, что и стальных канатов.
Коэффициент запаса прочности канатов из растительного волокна относительно разрывной нагрузки каната в целом должен быть не менее 7,0, а канатов из синтетического волокна - не менее 10,0.
Цепи
141. Цепи, применяемые в грузоподъемных устройствах, должны отвечать требованиям стандартов и иметь сертификат предприятия-изготовителя. При отсутствии сертификата должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверки соответствия размеров стандарту.
Цепи, не снабженные свидетельством об испытании, к работе не допускаются.
142. Цепи должны применяться электросварные (контактной сварки) или кузнечно-горновой сварки. Применение литых цепей не допускается.
На поверхности деталей цепей не должно быть трещин, зажимов, волосовин, плен, расслоений и рванин, окалины и следов пережога металла. Должна быть обеспечена подвижность всех шарнирных соединений.
143. Коэффициент запаса прочности цепей по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть менее величины, указанной в табл. 4.
Таблица 4
Тип и назначение цепей |
Коэффициент запаса прочности |
|
Ручной привод |
Машинный привод |
|
1. Грузовые сварные, работающие на гладком барабане |
3 |
6 |
2. Грузовые сварные, работающие на звездочках (калиброванные) |
3 |
8 |
3. Строповые сварные, имеющие на концах какое-либо захватное приспособление |
5 |
5 |
4. Строповые сварные, предназначенные для обвязки груза |
6 |
6 |
5. Грузовые пластинчатые* |
3 |
3 |
6. Роликовые и втулочные |
3 |
5 |
______________________________
* Применяются в механизмах большой грузоподъемности при малых высотах подъема и при скоростях до 0,5 м/с.
144. В качестве грузовых цепей должны применяться короткозвенные цепи (в случае работы на звездочках - калиброванные).
Топенантные цепи, а также цепи, применяемые в составе контроттяжек при работе спаренными стрелами, должны быть длиннозвенными.
Для изготовления стропов могут применяться сварные якорные цепи как с распорками, так и без них.
145. Крепление цепей к деталям грузоподъемного устройства должно производиться с помощью специальных концевых звеньев (пластин). На внешней стороне концевых звеньев (пластин) должны быть нанесены клеймением товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и условное обозначение цепи по ГОСТ.
146. Сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев.
После вставки новых звеньев цепь должна быть испытана согласно ст. 545 настоящих Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.