Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ст. 1 Правил, введенных в действие
приказом ГК ВМФ 1983 г. N 135
Основные термины и определения
Общие термины и определения
Барабан - основной орган лебедки, на который навивается канат. Барабаны могут быть для однослойной и многослойной навивки каната, по конструкции - гладкие и с нарезными ручьями.
Блок - соединение шкивов в одной оправе. Блок состоит из щек, образующих корпус; между щеками находится один или несколько шкивов; шкивы вращаются на металлической оси, называемой нагелем, концы которой закреплены в щеках. Блоки бывают деревянные и металлические.
Вертлюг - приспособление для соединения каких-либо двух предметов, позволяющее им вращаться относительно друг друга.
Верхнее строение плавучего крана (кранового судна) - грузоподъемное сооружение, установленное на открытой палубе, рассчитанной на несение грузоподъемного устройства и груза.
Гак - металлический крюк.
Гини - большие тали, применяемые для подъема тяжелых грузов.
Гордень - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок; служит для подъема груза.
Грейфер - грузозахватный орган грузоподъемного устройства, автоматически, без применения ручного труда, захватывающий и разгружающий сыпучие и кусковые грузы. Канат для подъема грейфера называется поддерживающим, канат для закрывания и раскрывания грейфера - замыкающим.
Грузовая скоба - скоба, используемая в грузоподъемном устройстве в качестве сменного грузозахватного органа.
Грузовая тележка - тележка, предназначенная для подъема и перемещения подвешенного груза.
Грузовой гак - гак, используемый в грузоподъемном устройстве в качестве сменного грузозахватного органа.
Грузозахватный орган - приспособление для подвешивания или захватывания груза, соединенное с грузовыми канатами (цепями).
Грузозахватные приспособления - приспособления, навешиваемые на грузовой гак (грузовую скобу) грузоподъемного устройства и предназначаемые для захвата и удержания груза при производстве грузовых операций (стропы, клещи и захваты, траверсы и т.п.).
Грузоподъемное устройство - устройство типа судовых грузовых стрел, кранов или талей.
Калибр цепи - диаметр прутка, из которого изготовлено звено цепи.
Калиброванная цепь - цепь, у которой диаметр (калибр) звеньев, а также длина и ширина их имеют одинаковые размеры.
Канифас-блок - одношкивный блок с откидной щекой; служит для отвода канатов. Удобен тем, что благодаря откидной щеке снасть в него можно закладывать средней частью, без необходимости продергивать ее с конца.
Клещи и захваты - автоматически действующие грузозахватные приспособления, приводимые в действие силой тяжести груза.
Коуш - круглая или миндалевидная металлическая обойма с наружным желобом, вкладываемая в канатную петлю (огон) для предохранения ее от износа и крутого излома.
Лебедка - грузоподъемный механизм, в котором канат или цепь навиваются на барабан либо огибают ведущую звездочку или канатоведущий шкив. Лебедки применяются в виде самостоятельных подъемных механизмов и в качестве составной части более сложных грузоподъемных устройств (кранов, подъемников и т.п.). Лебедки бывают с ручным и машинным приводом.
Механизмы - лебедки и вьюшки судовых грузовых стрел; механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы, поворота и передвижения кранов и талей.
Муфта предельного момента - муфта, аналогичная дисковым или коническим фрикционным муфтам, но не имеющая механизма управления. Сила трения у нее регулируется величиной сжатия пружины. Предназначается для предохранения механизмов от перегрузки.
Несущие металлоконструкции - стрелы, мачты, колонны, мосты, порталы, фундаменты и другие конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемное устройство.
Несъемные детали - обухи грузовые и оттяжек на стрелах, обухи топенантов и вертлюги шпоров стрел с их башмаками, вилки шпоров стрел, бугели мачт и стрел, обухи палубные, врезные шкивы и прочие детали, постоянно закрепленные на конструкциях грузоподъемного устройства или корпусе судна.
Обух - болт, имеющий вместо головки неподвижное кольцо или специальная поковка с проушиной.
Огон - петля, сделанная на конце или в середине каната.
Полиспаст - система нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью, дающая выигрыш в силе (полиспаст прямого действия) или в скорости (полиспаст обратного действия). В грузоподъемных устройствах преимущественно применяются полиспасты прямого действия.
Реборда - боковая выступающая часть (гребень) колеса или барабана; служит для направления движения или ограничения при наматывании каната.
Рым - стальное кольцо круглое, эллиптическое или другой формы, продетое в обух.
Скоба - стальной изогнутый стержень, имеющий на концах отверстия (проушины) для штыря.
Съемные детали - 1. Сменные грузозахватные органы (грузовые гаки, грузовые скобы и т.п.), подвешиваемые к грузовому (подъемному) канату грузоподъемного устройства.
2. Детали, прикрепляемые с помощью разъемных соединений к конструкциям, канатам или другим элементам грузоподъемного устройства (блоки, скобы, гаки, вертлюги, цепи, талрепы, штанги, кольца и т.п.), исключая составные части несъемных деталей; обухи топенантов, вертлюги шпоров и врезные шкивы стрел.
3. Если указанные выше детали являются конструктивными элементами данного грузоподъемного устройства и по условиям эксплуатации не предназначены для использования в составе других устройств, то они считаются несъемными и подлежат испытанию в составе устройства.
Талреп - приспособление для обтягивания стоячего такелажа, а также для крепления различных предметов по-походному.
Таль - простой по устройству и небольшой по габаритам грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом. Тали подвешиваются либо к неподвижной конструкции, либо к тележке, перемещающейся по направляющим путям.
Таль пневматическая - таль с пневматическим приводом.
Таль ручная - таль с ручным приводом.
Таль электрическая - таль с электрическим приводом.
Уравнительный блок - блок сдвоенного полиспаста, служащий для выравнивания ветвей канатов по длине при неравномерной их вытяжке.
Шкив - колесо с желобком на ободе, вращающееся на оси между щеками блока.
Судовые краны
Судовой кран - грузоподъемное устройство для перемещения груза, не нуждающееся в системе канатов и блоков, крепящихся вне собственной конструкции крана.
Судовой мостовой кран - кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающимся по мосту, движущемуся по надпалубному рельсовому пути.
Судовой передвижной кран - кран, оборудованный механизмом для передвижения по рельсовому пути.
Судовой стреловой кран - кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.
Судовая кран-балка - легкий однобалочный мостовой кран с ручным или электрическим приводом.
Плавучий кран - кран, установленный на понтоне (самоходном или несамоходном).
Крановое судно - судно специального назначения, на котором установлен кран большой грузоподъемности. Крановое судно предназначено для производства грузовых операций в открытом море.
Судовые грузовые стрелы
Судовые грузовые стрелы - грузоподъемные устройства, осуществляющие удержание и перемещение груза системой канатов и блоков, закрепляемых вне собственной конструкции стрелы (на мачтах, колоннах, палубах и лебедках).
Легкие стрелы - судовые грузовые стрелы с грузоподъемностью одиночной стрелы менее 10 т.
Тяжелые стрелы - судовые грузовые стрелы с грузоподъемностью одиночной стрелы 10 т и более.
Механизированные стрелы - судовые грузовые стрелы, у которых предусматривается возможность изменения их положения под грузом.
Вьюшка судовых грузовых стрел - механизмы, служащие для перемещения стрел без груза и удержания стрел в неподвижном состоянии при поднятии ими груза, приводимые в действие от лебедок или имеющие автономный привод.
Контроттяжка - снасть, дополнительно подкрепляющая наружные оттяжки судовых грузовых стрел при установке их для работы со спаренными шкентелями.
Нок - верхний конец судовой грузовой стрелы.
Шпор - нижний конец судовой грузовой стрелы.
Поворотная оттяжка - снасть, служащая для перемещения судовой грузовой стрелы в горизонтальной плоскости. Каждая стрела имеет две оттяжки.
Топенант - снасть бегучего такелажа судовой грузовой стрелы, предназначенная для изменения вылета стрелы.
Топенант-тали - тали, установленные между ходовым концом топенанта и обухом на палубе вблизи мачты.
Шкентель - снасть бегучего такелажа судовой грузовой стрелы, предназначенная для подъема груза.
Судовые подъемники
Судовой подъемник - подъемник, предназначенный для установки на судах.
Грузовой судовой подъемник - судовой подъемник, предназначенный для подъема и спуска грузов на платформе.
Судовой лифт - судовой подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей или грузов в кабине, направляющие которой расположены вертикально в шахте, снабженной запираемыми дверями на посадочных или загрузочных палубах.
Пассажирский судовой лифт - судовой лифт, предназначенный для подъема и спуска людей и грузов в сопровождении людей.
Грузовой судовой лифт - судовой лифт, предназначенный для подъема и спуска грузов без сопровождающих людей.
Госпитальный судовой лифт - судовой лифт, предназначенный для подъема и спуска больных на госпитальных транспортных средствах с сопровождающим персоналом.
Камбузный судовой лифт - грузовой судовой лифт, предназначенный для подъема и спуска пищи, продовольствия и посуды.
Гидравлический судовой подъемник - судовой подъемник, приводимый в действие гидроприводом.
Ручной судовой подъемник - судовой подъемник, приводимый в действие ручным приводом.
Электрический судовой подъемник - судовой подъемник, приводимый в действие электроприводом.
Винтовой судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого перемещается при помощи передач типа "винт-гайка".
Канатный судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого подвешена на канатах, огибающих приводной шкив или барабан.
Плунжерный судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого перемещается непосредственно гидроцилиндром.
Реечный судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого перемещается посредством передач типа "зубчатое колесо-рейка".
Рычажный судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого перемещается при помощи рычагов рычажной системы.
Цепной судовой подъемник - судовой подъемник, грузонесущая часть которого перемещается при помощи цепной передачи.
Шахта судового подъемника - судовое пространство, огражденное со всех сторон и предназначенное для размещения грузонесущей части (кабины, платформы) и противовеса судового подъемника.
Приямок шахты судового подъемника - нижняя часть шахты судового подъемника за пределами нижнего рабочего положения грузонесущей части его.
Направляющие судового подъемника - составная часть судового подъемника, предназначенная для придания необходимой траектории движения грузонесущей части или противовесу, а также удержания их при срабатывании ловителей.
Кабина судового лифта - грузонесущая часть судового лифта, огражденная с боковых сторон на всю высоту, имеющая пол и потолочное перекрытие.
Платформа судового подъемника - грузонесущая часть грузового судового подъемника с боковым ограждением или без него.
Ловители судового подъемника - автоматически срабатывающие устройства, тормозящие с определенным замедлением и удерживающие на направляющих грузонесущую часть судового подъемника или противовес при ослаблении или обрыве тяговых органов или превышении заданной скорости перемещения.
Ограничитель скорости судового подъемника - устройство, приводящее в действие ловители и воздействующее на систему управления судового подъемника при превышении заданной скорости перемещения грузонесущей части или противовеса.
Лебедка судового подъемника с барабаном - лебедка, имеющая барабан для навивки тяговых канатов.
Лебедка судового подъемника с канатоведущим шкивом (тракционная) - лебедка, оборудованная шкивом, создающим тяговое усилие в канате трением в ручьях специального профиля.
Грузоподъемность судового подъемника - наибольшая масса людей или груза, на подъем или спуск которой рассчитан судовой подъемник, включая массу вспомогательных съемных приспособлений, временно устанавливаемых в грузонесущей части для крепления поднимаемого груза. В величину грузоподъемности не входят масса платформы или кабины и масса всех устройств, постоянно расположенных в них.
Тормоза
Автоматический тормоз - тормоз нормально закрытого типа, замыкающийся при отключении двигателя механизма, на котором установлен тормоз.
Грузоупорный тормоз - тормоз, замыкающийся под действием поднятого груза.
Дисковый тормоз - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием вращающихся дисков к неподвижным.
Колодочный тормоз - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву.
Ленточный тормоз - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием ленты к тормозному шкиву.
Тормоз нормального открытого типа - тормоз, замыкающийся только при воздействии на него привода тормоза.
Тормоз нормального закрытого типа - тормоз, размыкающийся только при воздействии на него привода тормоза.
Тормоз постоянно закрытый (неуправляемый) - тормоз, который во время работы механизма не размыкается и на преодоление тормозного действия которого затрачивается дополнительная работа.
Управляемый тормоз - тормоз, замыкание или размыкание которого происходит под воздействием машиниста (крановщика) на орган управления тормоза независимо от привода механизма.
Безопасная рукоятка - соединение в одно конструктивное целое рукоятки, храпового устройства и тормоза. Безопасные рукоятки независимо от их конструкции подразделяются на два основных типа: первый - допускающий спуск груза при неподвижной рукоятке и второй - при котором спуск груза осуществляется вращением рукоятки. Рукоятка первого типа вращается только в сторону подъема груза. При необходимости опустить груз следует нажать на рукоятку в сторону опускания. Регулирование скорости спуска производится большим или меньшим нажатием на рукоятку.
Самотормозящаяся червячная передача - червячная передача, у которой движение в обратном направлении (от колеса к червяку) невозможно.
Приборы и устройства безопасности
Приборы и устройства безопасности - приборы и устройства, предназначенные для обеспечения безопасной и безаварийной работы грузоподъемного устройства.
Концевой выключатель - устройство безопасности, предназначенное для автоматического отключения привода механизма грузоподъемного устройства при переходе его движущимися частями установленных положений.
Ограничитель грузоподъемности - устройство безопасности, автоматически отключающее механизмы крана при попытке подъема груза, превышающего грузоподъемность, допустимую для данного вылета стрелы.
Ограничитель грузового момента - устройство безопасности, автоматически отключающее механизмы крана при превышении грузового момента более допустимого.
Противоугонное устройство - устройство безопасности, предназначенное для удержания передвижных кранов от перемещения под действием ветра.
Захват рельсовый - противоугонное средство, удерживающее кран захватом за крановый рельс.
Указатель грузоподъемности - прибор, указывающий грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета стрелы.
Гидропривод
Гидропривод - совокупность устройств, в число которых входит один или несколько гидродвигателей, предназначенных для приведения в движение механизмов и машин посредством рабочей жидкости под давлением.
Гидросеть - совокупность гидролиний.
Гидролиния - устройство, предназначенное для прохождения рабочей жидкости в процессе работы гидропривода.
Гидропривод с разомкнутой циркуляцией - гидропривод, в котором рабочая жидкость от гидродвигателя поступает в гидробак.
Гидропривод с замкнутой циркуляцией - гидропривод, в котором рабочая жидкость от гидродвигателя поступает во всасывающую гидролинию насоса.
Гидроцилиндр - гидродвигатель с поступательным движением выходного звена.
Гидромотор - гидродвигатель с неограниченным вращательным движением выходного звена.
Гидроаккумулятор - гидроемкость, предназначенная для аккумулирования энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением.
Пневмогидроаккумулятор - гидроаккумулятор, в котором аккумулирование и возврат энергии происходит за счет сжатия и расширения газа.
Гидробак - гидроемкость, предназначенная для питания гидропривода рабочей жидкостью.
Гидрораспределитель - гидроаппарат, предназначенный для изменения направления потока рабочей жидкости, в двух или более гидролиниях в зависимости от внешнего управляющего воздействия.
Гидрозамок - направляющий гидроаппарат, предназначенный для пропускания потока рабочей жидкости в одном направлении при отсутствии управляющего воздействия, а при наличии управляющего воздействия - в обоих направлениях.
Обратный гидроклапан - направляющий гидроаппарат, предназначенный для пропускания рабочей жидкости только в одном направлении.
Всасывающая гидролиния - гидролиния, по которой рабочая жидкость движется к насосу либо из гидробака, либо от распределителя или непосредственно от гидродвигателя.
Напорная гидролиния - гидролиния, по которой рабочая жидкость под давлением движется от насоса или гидроаккумулятора к гидродвигателю.
Сливная гидролиния - гидролиния, по которой рабочая жидкость движется в гидробак.
Гидролиния управления - гидролиния, по которой рабочая жидкость движется к устройствам гидропривода для управления.
Дренажная гидролиния - гидролиния, по которой отводятся утечки рабочей жидкости.
Параметры
Ветровая нагрузка - нагрузка, создаваемая давлением ветра при его горизонтальном направлении.
Ветровая нагрузка рабочего состояния - предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается работа грузоподъемного устройства.
Ветровая нагрузка нерабочего состояния - предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается прочность и устойчивость грузоподъемного устройства в нерабочем состоянии.
Вылет стрелы - расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения поворотной части грузоподъемного устройства.
Грузоподъемность - наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу грузозахватных приспособлений и тары, а также грейферов.
Грузовая характеристика - зависимость грузоподъемности крана от вылета стрелы.
Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемая массой поднятого груза в состоянии его покоя.
Динамическая нагрузка - нагрузка, обусловленная движением масс груза и элементов грузоподъемного устройства со скоростью, переменной по величине и (или) направлению.
Пролет - для мостового крана горизонтальное расстояние между осями рельсов кранового пути.
Устойчивость - способность грузоподъемного устройства противодействовать опрокидывающим его моментам.
Коэффициент устойчивости - отношение восстанавливающего момента к опрокидывающему.
Коэффициент грузовой устойчивости - отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого массой всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровая нагрузка рабочего состояния, инерционные силы, возникающие при пуске или торможении механизмов подъема груза, поворота и передвижения крана) и влияния наибольшего допустимого при работе крана крена и качки судна, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же ребра опрокидывания.
Коэффициент собственной устойчивости - отношение момента, создаваемого массой всех частей крана с учетом допустимого крена и качки судна, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой нерабочего состояния крана.
Коэффициент запаса торможения - отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому на тормозном валу наибольшим расчетным натяжением троса (механизмами подъема груза, изменения вылета и поворота стрел тросами), а для механизмов с жесткой кинематической связью (механизмами поворота и передвижения кранов, изменения вылета стрел) - расчетной величиной инерционных нагрузок. При этом для тормоза механизма изменения вылета стрелы статический момент на тормозном валу, создаваемый наибольшим рабочим грузом, стрелой и противовесом, должен определяться в таком положении стрелы, при котором величина момента имеет наибольшее значение.
Ребро опрокидывания - линия, относительно которой происходит опрокидывание крана.
Статическое испытание - испытание грузоподъемного устройства путем приложения к грузозахватному органу статической нагрузки.
Динамическое испытание - испытание грузоподъемного устройства путем выполнения рабочих движений при нагрузке на грузозахватном органе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.