Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 июня 2021 г. N 5.1-01/1759
по проекту федерального закона N 1099900-7 "О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 25 января 2021 года (N 1099900-7).
Федеральным законом вносятся изменения в статьи 195 ("Неправомерные действия при банкротстве") и 196 ("Преднамеренное банкротство") Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), направленные на повышение эффективности противодействия преступлениям в сфере банкротства.
В частности, статья 195 УК РФ дополняется новыми положениями, предусматривающими ответственность за неправомерные действия при банкротстве, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица, а также за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счёт имущества должника, совершенное арбитражным управляющим или председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица (максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок до четырех лет). При этом статья 195 УК РФ дополняется квалифицирующим признаком преступления - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок до пяти лет).
Статья 196 УК РФ дополняется положениями, предусматривающими ответственность за преднамеренное банкротство, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица. Предусматривается ответственность за преднамеренное банкротство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок до семи лет).
Федеральным законом статья 195 УК РФ дополняется примечанием об освобождении от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные статьями 195 и 196 УК РФ, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщили о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, раскрыли информацию об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба, и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Федеральным законом вносится изменение в статью 31 ("Подсудность уголовных дел") Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями первой.1, второй.1, четвертой и пятой статьи 195 УК РФ, подсудны районному суду.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "о" (уголовное законодательство, процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.