Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-03/3221
по Федеральному закону "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона (N 1070354-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" 8 декабря 2020 года, 26 января 2021 года принят в первом чтении, 16 июня 2021 года - во втором чтении и 17 июня 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Проект Федерального закона был разработан в целях совершенствования трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда, а также комплексного развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, направленной на сохранение жизни и здоровья работников на производстве.
В раздел X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) вносятся комплексные изменения, уточняется его структура и определяются основы государственного управления охраной труда.
В соответствии с Федеральным законом конкретизируются нормы, устанавливающие в статье 209 ТК РФ основные понятия, используемые в области охраны труда, вводятся положения, определяющие основные принципы обеспечения безопасности труда (новая статья 209.1 ТК РФ), а также основные направления государственной политики в области охраны труда (статья 210 ТК РФ).
Федеральный закон определяет полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, закрепляет общие положения в части установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Федеральным законом устанавливается порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти государственной экспертизы условий труда, проводимой в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также фактических условий труда работников.
Федеральным законом закрепляется широкий круг прав и обязанностей работников и работодателей в области охраны труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Федеральным законом в ТК РФ закрепляется норма о том, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, при этом условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать этим требованиям.
Под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
В целях повышения уровня защиты прав работников Федеральным законом определены основания и порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда, в том числе порядок отстранения от работы работников и приостановления работы на рабочих местах до устранения опасных условий труда.
На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На этот период работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
Федеральным законом уточняется порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, молочной продукцией или другими равноценными пищевыми продуктами, а также лечебно-профилактическим питанием.
Кроме того, определяется порядок создания и функционирования службы охраны труда, комитетов (комиссий) по охране труда у работодателя, порядок обеспечения финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Федеральным законом регламентируется порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм) и несчастных случаев на производстве.
Федеральным законом уточняется порядок проведения медицинских осмотров и (или) обязательного психиатрического освидетельствования некоторых категорий работников. На время прохождения осмотра и (или) психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными проходить их, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.
Федеральным законом нормы ТК РФ также приводятся в соответствие с действующими положениями федеральных законов от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Принятие Федерального закона направлено на достижение целей подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", а также будет способствовать повышению уровня безопасности условий труда и внедрению системы активного управления охраной труда.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.
При этом в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Необходимо отметить, что проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу в "одном пакете" с проектом федерального закона N 1104125-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 23 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части совершенствования психиатрического освидетельствования", принятым Государственной Думой 17 марта 2021 года в первом чтении.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.