Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2387
по проекту федерального закона N 1104350-7 "О внесении изменений в статьи 239 и 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 239 и 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1104350-7) внесен в Государственную Думу 1 февраля 2021 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 12 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части прекращения уголовного дела судом в случаях, когда преступность и наказуемость деяния устранены новым уголовным законом", 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 октября 2018 г. N 36-П, и направлен на нормативное закрепление обязательного получения согласия обвиняемого или подсудимого на прекращение уголовного дела по нереабилитирующему его основанию (в связи с отсутствием в имевшем место деянии состава преступления, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом).
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части первой статьи 239 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что суд обязан выяснить позицию обвиняемого относительно прекращения уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, и только при наличии его согласия вправе прекратить уголовное дело. В случае, если обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела, суд обязан рассмотреть данное дело по существу и либо постановить оправдательный приговор, либо прекратить уголовное дело по указанному основанию.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, исходя из действующих положений законодательства, решением о прекращении уголовного дела в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость соответствующего деяния были устранены новым уголовным законом, констатируются, с одной стороны, наличие самого деяния, содержавшего признаки преступления, а с другой - отсутствие в нем преступности и наказуемости по смыслу нового уголовного закона. В таком случае применение нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, не связано с оценкой правомерности имевшего место уголовного преследования как процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а прекращение уголовного преследования - хотя и со ссылкой на пункт 2 части первой статьи 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления) - не порождает у подозреваемого или обвиняемого права на реабилитацию и не свидетельствует ни о законности и обоснованности выдвинутых обвинений, ни о восстановлении его чести и доброго имени.
В целях устранения сложившейся правовой коллизии Федеральным законом вносятся изменения в статьи 239 "Прекращение уголовного дела или уголовного преследования" и 254 "Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в судебном заседании" УПК РФ, устанавливающие обязанность суда в случае устранения новым уголовным законом преступности и наказуемости деяния, инкриминируемого обвиняемому, при его возражениях против прекращения уголовного дела по такому основанию, продолжить судебное разбирательство в обычном порядке и установить обоснованность или необоснованность обвинения.
Принятие внесенных изменений позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 239 и 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.