Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2375
по проекту федерального закона N 1113081-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1113081-7) внесён в Государственную Думу 6 февраля 2021 года депутатами Государственной Думы С.М. Боярским, А.Г. Альшевских, В.Г. Газзаевым, И.В. Станкевичем и был принят Государственной Думой 24 марта 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года - во втором чтении, 9 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон устанавливает порядок ограничения доступа к недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, а также порядок снятия указанного ограничения (далее - недостоверная порочащая информация).
С этой целью Федеральный закон дополняет Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьёй 15.1-2.
В соответствии с Федеральным законом в случае обнаружения гражданином в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", недостоверной порочащей его информации такой гражданин вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации заявление о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае её неудаления.
Заявление должно содержать:
сведения, позволяющие идентифицировать гражданина-заявителя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контактная информация (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
сведения, позволяющие идентифицировать размещение недостоверной порочащей информации (доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатель страницы сайта в сети "Интернет");
мотивированное обоснование недостоверности размещённой информации.
В течение десяти рабочих дней со дня получения заявления прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель проводит проверку содержащихся в заявлении сведений и составляет заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению порочащей недостоверной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае её неудаления (далее - заключение) или уведомляет заявителя об отсутствии таких оснований.
Порядок направления заявления и проверки содержащихся в нём сведений устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации, В течение пяти рабочих дней со дня получения заключения Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель проверяет обоснованность заключения и принимает решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), с требованием о принятии мер по удалению недостоверной порочащей информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае её неудаления.
Указанное решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя может быть обжаловано владельцем информационного ресурса в суд в установленном порядке.
На основании обращения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя (далее - обращение) Роскомнадзор:
незамедлительно определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена недостоверная порочащая информация, и направляет ему уведомление с требованием принять меры по удалению такой информации;
в течение суток с момента получения обращения уведомляет по системе взаимодействия об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России).
Владелец информационного ресурса обязан удалить недостоверную порочащую информацию в течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга. По истечении суток в случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса доступ к соответствующему информационному ресурсу ограничивается провайдером хостинга, а в случае бездействия провайдера - оператором связи.
Федеральный закон также устанавливает порядок возобновления доступа к указанному информационному ресурсу в случае, если владелец ресурса удалил недостоверную порочащую информацию.
Федеральный закон вступает в силу через десять дней после опубликования.
Для реализации Федерального закона потребуется разработка подзаконных нормативных правовых актов либо внесение изменений в действующие.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.