Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2360
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 9 июня 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1132360-7) внесен в Государственную Думу 19 марта 2021 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 19 мая 2021 года в первом чтении, 8 июня 2021 года - во втором чтении, 9 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Следственный комитет).
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральной закон N 403-ФЗ) дополняется новой статьей 30.4 "Зачисление сотрудника Следственного комитета в распоряжение следственного органа Следственного комитета и нахождение сотрудника Следственного комитета в распоряжении следственного органа Следственного комитета", определяющей механизм зачисления и нахождения сотрудника Следственного комитета (далее - сотрудник) в распоряжении следственного органа Следственного комитета.
Согласно внесенным изменениям руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (кроме военнослужащих) (далее - следственные органы) по окончании срока пребывания в замещаемой должности или в случае досрочного освобождения от должности для решения вопроса дальнейшего прохождения службы могут быть зачислены в распоряжение соответствующего следственного органа.
При этом порядок зачисления сотрудника в распоряжение и порядок нахождения сотрудника в распоряжении следственного органа, объем исполняемых им в указанный период служебных обязанностей будет определяться Председателем Следственного комитета.
Федеральным законом также определяется правовой статус сотрудника в период нахождения в распоряжении следственного органа Следственного комитета, меры его правовой, социальной и материальной защиты.
В частности, устанавливается, что в указанный период за сотрудником сохраняются установленные Федеральным законом N 403-ФЗ статус, гарантии правовой и социальной защиты, а также денежное содержание в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, доплаты за специальное звание, за выслугу лет с учетом коэффициентов, процентных надбавок за работу в местностях, в том числе отдаленных, с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
В период нахождения в распоряжении к сотруднику могут применяться как меры поощрения, так и меры дисциплинарной ответственности.
Время нахождения сотрудника в распоряжении следственного органа предлагается засчитывать в календарном исчислении в общий трудовой стаж, в стаж службы, дающий право на присвоение очередного специального звания и предоставление дополнительного отпуска, в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет и назначения пенсии за выслугу лет.
При этом периоды временной нетрудоспособности сотрудника и нахождения в отпуске в срок его нахождения в распоряжении следственного органа не засчитываются.
Федеральным законом предусматривается, что в период нахождения сотрудника в распоряжении следственного органа ему могут быть предложены как вакантные должности, соответствующие его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности, имеющиеся в данном следственном органе, а в случае их отсутствия - соответствующие вакантные должности в иных следственных органах, в том числе расположенных в других местностях, которые сотрудник может занимать с учетом состояния здоровья.
В случае отказа от замещения предлагаемых вакантных должностей сотрудник, находящийся в распоряжении следственного органа, будет подлежать увольнению из Следственного комитета.
Кроме того, статья 30 "Увольнение со службы в Следственном комитете" Федерального закона N 403-ФЗ дополняется таким основанием для увольнения со службы в Следственном комитете как отсутствие на службе более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев в связи с временной нетрудоспособностью. Исключение составляют случаи, если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) либо законодательством Российской Федерации установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании, а также если временная нетрудоспособность служащего Следственного комитета была связана с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей.
Изменениями, внесенными Федеральным законом в статью 35 "Материальное и социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета" Федерального закона N 403-ФЗ, расширяется перечень случаев, в которых сотрудникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, при увольнении будет выплачиваться выходное пособие.
К таким случаям предлагается отнести увольнение вследствие отказа от назначения на должности, предложенные в связи с окончанием срока пребывания в замещаемой должности или досрочным освобождением от должности, и увольнение вследствие отсутствия на службе более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев в связи с временной нетрудоспособностью.
Принятие внесенных изменений будет способствовать повышению уровня защиты прав и законных интересов граждан путем формирования высококвалифицированного кадрового состава Следственного комитета Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.