Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 21 июня 2021 г. N 3.2-05/2036
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (проект N 1172903-7), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 года N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери".
Указанным Постановлением пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не позволяет однозначно решить вопрос о том, распространяется или нет установленный Федеральным законом N 327-ФЗ порядок передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование на помещения в здании, находящемся в муниципальной собственности, реконструированные (достроенные под размещение культового сооружения - храма) религиозной организацией с согласия собственника в период длительного безвозмездного пользования этим имуществом для достижения ее уставных целей (до вступления в силу Федерального закона N 327-ФЗ), и создает неопределенность в вопросе о механизме защиты законных интересов религиозной организации после изъятия такого имущества из ее пользования.
В целях устранения отмеченной Конституционным Судом Российской Федерации неопределенности Федеральным законом уточняется, что в целях реализации Федерального закона N 327-ФЗ имуществом религиозного назначения признается, в частности, имущество построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность, социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество).
Определяется, что предусмотренный Федеральным законом N 327-ФЗ порядок передачи имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации не распространяется на имущество (в том числе помещения), не имеющее религиозного назначения, но которое перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения основных видов деятельности религиозных организаций, если такое имущество не предназначено для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) не образует с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс.
Согласно нормам, вводимым Федеральным законом, если в соответствии с Федеральным законом N 327-ФЗ имеются основания для отказа в передаче имущества религиозного назначения, а также перепрофилированного имущества (в том числе помещений) в собственность религиозной организации, которой такое имущество предоставлено в безвозмездное пользование, указанная религиозная организация вправе в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации продолжить безвозмездное пользование таким имуществом на условиях ранее заключенного договора.
Также Федеральным законом религиозной организации, с которой был расторгнут договор безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом, предоставляется право на компенсацию затрат, понесенных ею на перепрофилирование, реконструкцию такого имущества с согласия ссудодателя.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Первый заместитель |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.