Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 июня 2021 г. N 5.1-01/1763
на проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1100181-7) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 января 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон устанавливает в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) механизм казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, а также средств, направленных на исполнение государственных (муниципальных) контрактов, договоров, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета. Казначейское сопровождение осуществляется Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В связи с этим вводятся новые понятия "казначейское сопровождение", "участник казначейского сопровождения", "бюджетный мониторинг", "получатель средств из бюджета". При этом Бюджетный кодекс дополняется новой главой 24.4 "Казначейское сопровождение", в которой закрепляются основы организации и функционирования механизма казначейского сопровождения средств, устанавливаются случаи и основания для его применения, определяются критерии отнесения средств к средствам, в отношении которых данный механизм не применяется.
Например, это касается средств, предоставляемых на основании государственных (муниципальных) контрактов об оказании услуг связи, электроэнергии, коммунальных услуг, услуг по осуществлению перевозки пассажиров и грузов, средств, предоставляемых в рамках государственного оборонного заказа и других средств (новая статья 242.27 Бюджетного кодекса).
Федеральный закон также закрепляет порядок расширенного казначейского сопровождения средств, в рамках которого осуществляется дополнительная проверка ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности; расходной декларации о структуре цены государственного контракта, договора (соглашения); факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) (новая статья 242.24 Бюджетного кодекса).
В Федеральном законе дополнительно урегулированы вопросы, связанные с казначейским обслуживанием в системе казначейских платежей.
Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 242.22, регулирующей порядок казначейского обеспечения обязательств. В рамках данного механизма денежные средства предоставляются исключительно под "фактическую потребность", что позволит снизить риски нецелевого использования бюджетных средств, повысить уровень финансовой дисциплины заказчиков и исполнителей государственных (муниципальных) контрактов, а также исключить образование дебиторской задолженности (подпункт "г" пункта 27 статьи 1 Федерального закона).
Кроме того, Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 242.13-1, предусматривающей осуществление Федеральным казначейством бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, межведомственного взаимодействия, в том числе с целью обмена информацией ограниченного доступа, а также применения в отношении участников казначейского сопровождения необходимых мер реагирования в виде приостановления (отказа) открытия лицевых счетов, запрета (отказа) на осуществление операций на лицевом счете. Данные положения направлены на предотвращение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения и своевременное выявление рисков при совершении операций на лицевых счетах.
Наряду с указанными изменениями Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 40.1, регулирующей вопросы возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) неналоговых платежей в бюджет (пункт 5 статьи 1 Федерального закон).
Федеральный закон (пункты 14, 23 статьи 1) также содержит положения, касающиеся порядка исполнения государственными корпорациями полномочий главного администратора доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.
Федеральным законом (статья 2) приостанавливается до 1 января 2022 года действие пункта 4 статьи 242.17, в соответствии с которым проведение операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, должно осуществляться после санкционирования указанных операций в порядке, установленном Минфином России.
Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 3 вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Реализация Федерального закона потребует внесения изменений в федеральные законы от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части установления полномочий главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, а также принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.