Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2377
на проект федерального закона N 1175409-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1175409-7) был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.В. Горелкиным 19 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и принят Государственной Думой 1 июня 2021 года в первом чтении, 16 июня 2021 года во втором чтении и 17 июня 2021 года в третьем чтении.
Федеральный закон разработан в целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и иных информационных ресурсов в сети "Интернет", распространяющих продукцию средств массовой информации, аудиовизуальных произведений и иную общедоступную информацию.
В соответствии с действующей редакцией Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2121-1) на уполномоченную организацию по исследованию объема аудитории возложена обязанность проводить исследования только телевизионной аудитории. Федеральный закон предлагает распространить имеющийся механизм также на проведения измерений аудитории в сети "Интернет". С этой целью изменения вносятся в ряд статей Закона N 2121-1.
В частности, в соответствии с Федеральным законом под исследованием объема аудитории будет пониматься систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.
Также Федеральный закон устанавливает дополнительное требование к уполномоченной организации по исследованию объема аудитории. Организация будет не вправе осуществлять распространение рекламы, выступать в качестве представителя или посредника рекламораспространителя, использовать данные, полученные от владельцев информационных ресурсов, в иных целях, чем проведение исследований объема аудитории. Кроме того, организация будет осуществлять полномочия, предусмотренные проектируемой статьей 12.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории сможет выступать только российское юридическое лицо. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией.
Федеральным законом также вносится изменение в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В случае возникновения у кредитной организации подозрений в том, что распоряжение о списании денежных средств с банковского счета клиента - юридического лица, направленное по информационно-телекоммуникационным сетям посредством программы для электронных вычислительных машин, применяемой клиентами с использованием пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль, подано от имени этого клиента лицом, не уполномоченным распоряжаться денежными средствами, находящимися на указанном банковском счете, кредитная организация до исполнения указанного распоряжения будет вправе осуществить проверку соответствия биометрических персональных данных лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете клиента, его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе.
Федеральным законом также вносится ряд корреспондирующих изменений в Федеральный закон N 149-ФЗ.
Указанный закон дополняется новой статьей 12.2 "Особенности исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети "Интернет".
Уполномоченная Организация по исследованию объема аудитории, определенная в порядке, установленном Законом N 2124-1, будет проводить исследование объема аудитории сайтов в сети "Интернет" и (или) страниц сайтов, и (или) информационных систем, и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых для распространения продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом N 2124-1 аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации в сети "Интернет", распространяемой на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, и включенных в формируемый реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию (далее - информационные ресурсы, аудитория которых подлежит исследованию), а также распространяемых ими продукции средств массовой информации, аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации в целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате таких исследований, при их последующем применении при размещении на указанных информационных ресурсах рекламы, а также в иных целях, установленных федеральными законами.
На Роскомнадзор возлагается полномочие формировать реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, на основании предложений комиссии, создаваемой в соответствии с положением Закона N 2124-1.
На владельца информационного ресурса, аудитория которого подлежит исследованию, возлагается обязанность обеспечить уполномоченной организации по исследованию объема аудитории возможность проведения исследований объема аудитории такого информационного ресурса.
Федеральным законом определены дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации и Роскомнадзора для реализации положений Федерального закона.
Федеральный закон также вносит изменение в Федеральный закон от 29 декабря 2020 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и уточняет порядок получения согласия в отношении биометрических персональных данных, подлежащих размещению в единой биометрической системе.
Установлен особый порядок вступления Федерального закона в силу. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений статьи, вносящей изменения в Федеральный закон N 149-ФЗ, регулирующие деятельность уполномоченной организации. Данная статья вступит в силу с 1 октября 2021 года. Роскомнадзор должен будет в срок до 1 октября 2021 года провести в установленном порядке отбор уполномоченной организации по исследованию объема аудитории с прекращением полномочий ранее отобранной уполномоченной организации.
Федеральный закон потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.