Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2350
по проекту федерального конституционного закона N 1183777-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", одобренному Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона (проект N 1183777-7) был внесен в Государственную Думу 1 июня 2021 года Президентом Российской Федерации и был одобрен Государственной Думой 8 июня 2021 года в первом чтении, 15 июня 2021 года - во втором чтении, 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральным конституционным законом вносятся изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях передачи функций по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах) Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Предусматривается, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Закрепляется, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о возможности исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации.
Закрепляется, что Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает решение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации на основании заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых входит принятие мер по исполнению решений межгосударственного органа, либо на основании собственного вывода о невозможности исполнения решения межгосударственного органа.
Помимо этого, предусматривается, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию.
Федеральный конституционный закон взаимосвязан с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (проект N 1183775-7), направленным на передачу Генеральной прокуратуре Российской Федерации соответствующих функций и определяющим порядок их реализации.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.