Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-03/3229
по проекту федерального закона N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона (N 1035699-7) был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" 14 октября 2020 года, принят 23 декабря 2020 года в первом чтении, 15 июня 2021 года во втором чтении и 16 июня 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации И.Ю. Святенко, А.В. Чернышевым в Государственную Думу направлялись поправки, которые были приняты.
Действующей редакцией Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) в качестве основных критериев определения места государственной регистрации акта гражданского состояния предусмотрены: место жительства лица, место наступления события или совершения действия, подлежащего государственной регистрации, место хранения записи акта гражданского состояния, с которой необходимо совершить необходимые действия (регистрация, внесение изменений в запись и так далее). Экстерриториальный принцип применяется только в отношении заключения брака. Федеральным законом предлагается производить государственную регистрацию актов гражданского состояния любым органом записи актов гражданского состояния по выбору заявителей (заявителя), то есть распространить экстерриториальный принцип на регистрацию всех актов гражданского состояния.
Федеральным законом предусмотрено, что особенности государственной регистрации рождения и государственной регистрации смерти через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг" будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом уточнены положения Федерального закона N 143-ФЗ в части:
ограничений, которые распространяются на работников органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
порядка выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации акта гражданского состояния (выдача осуществляется на основании соответствующей записи, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. При ее отсутствии - на основании наличия записи акта гражданского состояния на бумажном носителе);
уточнения перечня органов государственной власти, которым предоставляются сведения о государственной регистрации рождения, смерти, внесения исправлений или изменений в указанные акты (указанный перечень дополнен Министерством здравоохранения Российской Федерации);
дополнения перечня получателей сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (к числу получателей отнесен оператор федеральной государственной информационной системы ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации);
корректировки содержания записей актов о рождении, о заключении/расторжении брака, об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени, о смерти;
порядка государственной регистрации расторжения брака в случае утраты свидетельства о заключении брака.
Федеральным законом вносятся изменения в порядок заявления лица, присутствующего во время родов, о рождении ребенка. Такое заявление должно быть сделано только в письменной форме. Если такое лицо не может явиться в орган записи акта гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг подлинность его подписи на заявлении о рождении должна быть удостоверена нотариально.
Кроме того Федеральным законом дополнены положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части ведения учета сведений о рождении, а также сведений о фактах смерти, ее причинах и структуре смертности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения соответственно Федерального реестра медицинских документов о рождении и Федерального реестра медицинских документов о смерти. Порядки ведения указанных реестров, в том числе порядки доступа к сведениям, содержащимся в них, порядки и сроки представления сведений в указанные реестры устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в данных реестрах передаются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (его территориальным органам).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.