Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 21 июня 2021 г. N 3.9-03/1214
по проекту федерального закона N 1078994-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разработан Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 8 июня 2021 года.
Федеральный закон разработан в целях реализации абзаца второго подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 года N Пр-589.
Федеральный закон направлен на расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций высшего образования с целью повышения эффективности управления этими организациями, являющихся автономными учреждениями и установление особенностей формирования попечительских советов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями.
Федеральным законом предлагаются изменения в статьи 24, 26, 28 и 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми:
расширяются полномочия наблюдательного совета образовательной организации высшего образования;
предусматривается обязательное наличие в органах управления государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, попечительского совета, к полномочиям которого предлагается отнести рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации и мониторинг ее реализации.
При этом следует отметить, что исключением по обязательному наличию попечительского совета являются образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Полномочия наблюдательных советов для образовательных организаций, являющихся автономными учреждениями установлены в части 1 статьи 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) и включают решение вопросов организационного и имущественного характера.
Федеральным законом установлено, что к компетенции наблюдательного совета образовательных организаций высшего образования, являющихся автономными учреждениями, наряду с компетенциями, установленными частью 1 статьи 11 Закона об автономных учреждениях, относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции наблюдательного совета. Таким образом, предоставляется возможность рассматривать иные вопросы, что позволит создать более гибкую модель управления.
Также Федеральным законом закреплено, что попечительские советы формируются в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями.
К компетенции такого попечительского совета относится рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.
При доработке ко второму чтению текст Федерального закона был дополнен положениями, направленными на выполнение подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 февраля 2021 года N Пр-224 по итогам заседания попечительского совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 24 декабря 2020 года и предусматривающими:
перечень основных вопросов, которые должны быть отражены в программе развития образовательной организации высшего образования;
передачу на уровень учредителя утверждения программы развития образовательных организаций высшего образования;
закрепление за Правительством Российской Федерации полномочия по утверждению требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования.
При этом федеральные государственные органы, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в отношении своих подведомственных вузов самостоятельно определяют порядок разработки и утверждения программы развития.
По мнению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре предусмотренные Федеральным законом изменения направлены на совершенствование управления образовательными организациями высшего образования, а также совершенствования порядка разработки и утверждения программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.
Принятие Федерального закона потребует принятия нормативных правовых актов, а также внесения изменений в уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования.
Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 8 июня 2021 года.
Председатель комитета |
Л.C. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.