Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке исчисления налога на имущество организаций (далее - налог) и заполнения налоговой декларации по налогу и рекомендует учитывать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу для российских организаций признается:
- недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса;
- недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, следующих объектов недвижимого имущества:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).
Условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения принадлежащих на праве собственности или праве хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень).
Учитывая изложенное, порядок налогообложения исходя из кадастровой стоимости включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на праве оперативного управления, не распространяется на указанные объекты.
Согласно пункту 5 статьи 382 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 Кодекса.
Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
По мнению ФНС России, указанный в пункте 5 статьи 382 Кодекса порядок исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) распространяется и на случаи возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 Кодекса.
Таким образом, если включенный в Перечень объект недвижимого имущества принадлежал организации на праве хозяйственного ведения до 20.01.2021, а с 20.01.2021 организация владеет указанным объектом на праве оперативного управления, то исчисление суммы налога за налоговый период 2021 года в отношении указанного объекта производится:
- исходя из кадастровой стоимости с учетом коэффициента владения 1/12;
- исходя из среднегодовой стоимости начиная с 20.01.2021.
Согласно пункту 1 статьи 386 Кодекса налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктами 1 и 1.1 статьи 386 Кодекса, налоговую декларацию по налогу.
В соответствии порядком заполнения налоговой декларации по налогу, утвержденным приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@, в отношении недвижимого имущества, подлежащего налогообложению по среднегодовой стоимости, заполняется раздел 2 налоговой декларации по налогу, а в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым исчисляется как кадастровая стоимость, заполняется раздел 3 налоговой декларации по налогу.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 6 апреля 2021 г. N БС-4-21/4582 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был