Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (далее - налог) и рекомендует учитывать следующее.
К полномочиям ФНС России, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное, общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о порядке определения объекта налогообложения по налогу. Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса, налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в случае, если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Таким образом, объекты недвижимого имущества, учитываемые на балансе в составе основных средств согласно ПБУ 6/01, подлежат налогообложению налоговая база в отношении которых определяется как среднегодовая стоимость согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса, признаются объектом налогообложения по налогу в случае, если налоговая база в отношении таких объектов определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Что касается объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и статьей 378.2 Кодекса, то порядок их признания объектом налогообложения не зависит от порядка их бухгалтерского учета.
Пунктом 4 статьи 374 Кодекса определены объекты, не признаваемые объектами налогообложения по налогу.
Так, в частности, согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке не признаются объектами налогообложения по налогу.
Что касается объектов культурного наследия регионального значения, то они не исключены из объектов налогообложения по налогу, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в качестве налоговой льготы.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 марта 2021 г. N БС-4-21/3710@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был