Правительство Новгородской области постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Новгородской области от 01.10.2018 N 457 "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы":
1.1. Изложить преамбулу в редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
1.2. В Программе оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы, утвержденной названным постановлением (далее Программа):
1.2.1. Изложить в разделе "I. Общие положения" третий абзац в редакции:
"В результате реализации Программы планируется обеспечить с 2024 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств Новгородской области без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - обеспечить сокращение к 2024 году расходов консолидированного бюджета Новгородской области до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" в сопоставимых условиях.";
1.2.2. Изложить раздел "II. Характеристика текущего состояния государственных финансов Новгородской области" в редакции:
"II. Характеристика текущего состояния государственных финансов Новгородской области
Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в Новгородской области проводится на постоянной основе.
С 2011 года комплексная работа по повышению эффективности бюджетных расходов в Новгородской области осуществлялась в рамках долгосрочной областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Новгородской области от 31.03.2011 N 125.
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Новгородской области на период до 2024 года сформулированы задачи по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы Новгородской области, которые реализуются в виде мероприятий государственной программы Новгородской области "Управление государственными финансами в Новгородской области на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 06.06.2019 N 205.
С 2014 года реализуется план мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области и совершенствованию долговой политики Новгородской области на 2014 - 2019 годы (далее план мероприятий), утвержденный распоряжением Правительства Новгородской области от 12.02.2014 N 36-рг в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам совещания по бюджетным проектировкам на 2014 - 2016 годы от 11 сентября 2013 года N Пр-2193.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений" в 2017 году распоряжением
Правительства Новгородской области от 31.03.2017 N 85-рз была утверждена Программа оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области на 2017 - 2019 годы (далее программа оптимизации).
В указанные план мероприятий и программу оптимизации были включены мероприятия, направленные на оптимизацию налоговых льгот, снижение задолженности по платежам, зачисляемым в бюджет области, повышение эффективности администрирования налогов, повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Новгородской области, мероприятия по совершенствованию долговой политики Новгородской области, мероприятия по оптимизации численности государственных и муниципальных служащих области, оптимизации бюджетной сети в различных сферах, заключению энергосервисных контрактов государственными (муниципальными) учреждениями, оптимизации мер социальной поддержки, оптимизации расходов на предоставление субсидий юридическим лицам, а также мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Начиная с 2015 года ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Правительством Новгородской области утверждается долговая политика Новгородской области, главными ориентирами которой являются соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, сохранение объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне, полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Новгородской области, сокращение стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области.
В качестве одного из основных направлений работы по обеспечению доходов консолидированного бюджета Новгородской области можно выделить осуществление системного мониторинга эффективности применения налогоплательщиками налоговых льгот по уплате налогов в консолидированный бюджет Новгородской области.
В соответствии с законодательством Новгородской области предоставлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, установлены пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налоговые ставки в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения для впервые зарегистрированных на территории Новгородской области индивидуальных предпринимателей.
Налоговые льготы и дифференцированные налоговые ставки установлены следующими законами Новгородской области о налогах и сборах:
областным законом от 31.10.2013 N 373-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области";
областным законом от 30.09.2008 N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций";
областным законом от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге";
областным законом от 31.03.2009 N 487-ОЗ "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения";
областным законом от 27.04.2015 N 757-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Новгородской области".
Общая сумма предоставленных в соответствии с областным законодательством региональных налоговых льгот за 2019 год составила 459,6 млн рублей, в том числе:
по налогу на прибыль организаций - 138,2 млн рублей;
по налогу на имущество организаций - 268,9 млн рублей;
по транспортному налогу - 26,4 млн рублей;
по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 25,9 млн рублей;
по патентной системе налогообложения - 0,2 млн рублей.
Постановлением Правительства Новгородской области от 25.05.2020 N 220 утвержден Порядок оценки налоговых расходов Новгородской области, в соответствии с которым с 2020 года проводится оценка целесообразности и результативности налоговых расходов.
Ежегодно распоряжением Правительства Новгородской области утверждается План мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (налоговых расходов) и пониженных налоговых ставок, предоставленных органами государственной власти и органами местного самоуправления Новгородской области, в соответствии с которым органами исполнительной власти Новгородской области и органами местного самоуправления Новгородской области проводится анализ эффективности предоставленных налоговых расходов и подготавливаются предложения по оптимизации налоговых расходов, предусмотренных областным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (далее План). На 2020 год План утвержден распоряжением Правительства Новгородской области от 26.03.2020 N 84-рг.
В октябре 2017 года приняты областные законы, отменяющие льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу для большинства категорий налогоплательщиков. Количество льготных категорий налогоплательщиков (организаций) сокращено с 21 до 6. В 2018 - 2019 годах налоговые льготы (пониженные налоговые ставки) сохранены.
В 2017 году был реализован План мероприятий по отмене установленных расходных обязательств Новгородской области, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Новгородской области от 22.06.2017 N 191-рз.
В рамках подготовки и представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств Новгородской области в 2017 году была проведена инвентаризация установленных расходных обязательств. Расходных обязательств Новгородской области, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по результатам инвентаризации не установлено.
Настоящая Программа является преемником проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует в себе отдельные мероприятия указанных выше правовых актов.
Информация об основных показателях исполнения консолидированного бюджета Новгородской области в динамике за 2017 - 2019 годы приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Исполнение консолидированного бюджета Новгородской области в 2017 - 2019 годах (млн. руб.)
Наименование показателя |
Год |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы всего, в том числе |
34967,6 |
37605,2 |
42453,2 |
налоговые и неналоговые доходы |
26636,7 |
28460,4 |
30476,9 |
безвозмездные поступления, из них |
8330,9 |
9144,8 |
11976,3 |
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
8316,0 |
9130,0 |
12009,7 |
в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
1238,3 |
1307,1 |
1503,2 |
Расходы всего |
34996,5 |
37004,6 |
42731,7 |
Дефицит |
-28,9 |
600,6 |
-278,5 |
Объем государственного долга Новгородской области |
15757,3 |
15621,4 |
15529,9 |
Отношение объема государственного долга Новгородской области к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета (%) |
74,6 |
70,5 |
65,8 |
Реализация мероприятий, утвержденных указанными правовыми актами, позволила добиться увеличения общего объема доходов консолидированного бюджета Новгородской области с 2017 года на 7485,6 млн рублей (21,4%), при этом общий объем расходов возрос на 7735,2 млн рублей (29,5%).
Негативное влияние на поступление доходов оказывает рост задолженности по платежам в бюджет Новгородской области.
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет Новгородской области по состоянию на 01 декабря 2020 года составила 1236,5 млн рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Новгородской области, - 62,2 млн рублей, транспортному налогу - 252,0 млн рублей, налогу на имущество организаций - 178,2 млн рублей, налогу на доходы физических лиц - 207,1 млн рублей, по налогам со специальным налоговым режимом - 115,5 млн рублей. Сумма недоимки по состоянию на 01 декабря 2020 года выросла на 133,5 млн рублей или на 112,1% к уровню недоимки на 01 декабря 2019 года.
В целях увеличения доходов в консолидированный бюджет Новгородской области указом Губернатора Новгородской области от 04.12.2017 N 474 создана межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, мониторингу ситуации по снижению неформальной занятости в Новгородской области. Основной целью работы межведомственной комиссии является разработка мер, направленных на увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет и страховых взносов, легализацию трудовых отношений и выработку предложений по устранению недостатков формирования налогоплательщиками (налоговыми агентами) налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, сокращение неформальной занятости в Новгородской области. Сумма бюджетного эффекта за 2018 год составила 380,1 млн рублей, за 2019 год - 410,9 млн рублей, за 11 месяцев 2020 года - 441,1 млн рублей.
Рост текущих расходов бюджета в 2014 - 2017 годах (на заработную плату с начислениями, социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения и т.д.) был обусловлен необходимостью реализации принятых на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост как собственных доходных источников, так и безвозмездных поступлений направлялся в первую очередь на покрытие этих расходов.
В 2019 году консолидированный бюджет Новгородской области исполнен с дефицитом 278,5 млн рублей, что составляет 0,9% от объема налоговых и неналоговых доходов.
Увеличение расходов областного бюджета в течение финансового года осуществляется при наличии соответствующих доходных источников. Средства областного бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации не направляются. Колебания темпов изменения расходов областного бюджета по отдельным отраслям связаны с предоставлением в отдельных годах дополнительных средств из федерального бюджета.
По состоянию на 01 января 2020 года просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Новгородской области, а также бюджетных и автономных учреждений области отсутствовала.
В целях сокращения просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Новгородской области, бюджетных и автономных учреждений Новгородской области, а также предупреждения ее возникновения указом Губернатора Новгородской области от 11.03.2020 N 102 утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Новгородской области и бюджетных и автономных учреждений Новгородской области за период 2020 - 2022 годов (далее "дорожная карта").
В соответствии с мероприятиями "дорожной карты" принимаются меры, направленные на недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности, а в случае ее возникновения дополнительные доходы, полученные при исполнении соответствующего бюджета, а также средства, полученные от оптимизации бюджетных расходов, направляются на погашение просроченной кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.
В целях сокращения расходов консолидированного бюджета Новгородской области ведется планомерная работа по оптимизации сети и штатов государственных и муниципальных учреждений.
В сфере образования по состоянию на 01 января 2019 года реорганизованы образовательные организации:
путем присоединения Государственного областного бюджетного учреждения "Школа-интернат N 1" и Государственного областного бюджетного учреждения "Детский дом N 3" к Государственному областному бюджетному учреждению "Школа-интернат N 5";
путем присоединения Областного государственного автономного профессионального учреждения "Колледж сервиса и управления" к Областному автономному профессиональному образовательному учреждению "Валдайский аграрный техникум".
Экономия по фонду оплаты труда с начислениями за 2019 год составила 2092,0 тыс. рублей.
В результате реорганизации учреждений занятости и социальной защиты оптимизирована штатная численность учреждений путем сокращения на 1388,5 единицы. За период с 2017 по 2019 год проведена реорганизация Государственного областного казенного учреждения "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат" и Областного автономного учреждения социального обслуживания "Шимский комплексный центр социального обслуживания" путем присоединения к ним Государственного областного казенного учреждения "Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения" и Областного бюджетного учреждения социального обслуживания "Батецкий комплексный центр социального обслуживания" соответственно.
В целях повышения качества предоставления услуг и повышения эффективности работы специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами, проживающими на территории муниципальных районов, министерством предложена новая методика расчета нормативной штатной численности работников. При формировании областного закона "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на содержание штатных единиц были уменьшены бюджетные ассигнования на 2809,0 тыс. рублей.
По отрасли "Здравоохранение" с целью оптимизации расходов реализуются 2 приоритетных проекта "Повышение эффективности планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций Новгородской области", "Повышение эффективности поддерживающих функций медицинских организаций Новгородской области", направленные на снижение немедицинских расходов в общих расходах на здравоохранение, в том числе сокращение численности работников финансовых, кадровых, контрактных служб путем их централизации. Данные меры направлены на недопущение образования кредиторской задолженности подведомственных организаций.
В целях оптимизации расходов областного бюджета на страховые взносы на обязательное медицинское страхование проводятся мероприятия по актуализации сведений о численности неработающего населения Новгородской области путем их уточнения по фактам некорректного включения в них застрахованных лиц.
Повышение эффективности осуществления расходов в области государственного и муниципального управления является одним из ключевых направлений оптимизации расходов консолидированного бюджета Новгородской области.
В целях совершенствования управления кадровым составом государственной гражданской службы в 2017 году в органах исполнительной власти Новгородской области проведена оптимизация структуры и штатной численности работников. В результате указанных действий с 01 января 2018 года количество органов исполнительной власти Новгородской области уменьшено с 25 до 23 и произведено сокращение численности работников органов исполнительной власти Новгородской области на 22,4% (236 штатных единиц).
В рамках оптимизации:
централизованы схожие функции и полномочия органов исполнительной власти Новгородской области, такие как кадровый и бухгалтерский учеты, государственные закупки;
перераспределены полномочия между областным и муниципальным уровнем власти с целью более эффективного предоставления гражданам государственных услуг;
выведены несвойственные функции из функционала органов исполнительной власти Новгородской области, в том числе путем передачи их в подведомственные учреждения или на аутсорсинг.
Губернатором Новгородской области 28 июня 2018 года утверждена Концепция совершенствования административно-территориальной организации местного самоуправления в Новгородской области.
В 2020 году в 4 муниципальных районах (Волотовском, Маревском, Солецком, Хвойнинском) проведена процедура преобразования всех муниципальных образований, входящих в их состав, путем объединения во вновь образованные муниципальные образования и наделения их статусом муниципальных округов. Создание муниципальных округов упростило систему местного самоуправления, позволило сконцентрировать ресурсы, решать задачи в масштабах муниципального округа, административно более четко управлять.
В 2018 и 2019 годах обязательства по соблюдению нормативной численности работников органов местного самоуправления в целом по муниципальным районам, городскому округу выполнены.
В 2017 году проведена реструктуризация бюджетных кредитов в сумме 9202,4 млн рублей, полученных из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах для частичного покрытия дефицита бюджета Новгородской области с рассрочкой платежей на 2018 - 2024 годы, что позволило уменьшить расходы на обслуживание государственного долга Новгородской области в 2018 - 2019 годах.
Обязательства, установленные дополнительными соглашениями о реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, в 2017 - 2019 годах выполнены.
На 01 января 2020 года доля общего объема долговых обязательств области составила 65,8% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год. Доля общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций составила 23,7% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год. Достигнутые параметры ниже предельных значений соответствующих целевых показателей, установленных на 2019 год дополнительными соглашениями (70% и 25% соответственно).
За 2019 год государственный долг сократился на 91,5 млн рублей, долговая нагрузка областного бюджета по сравнению с 2018 годом - на 4,7%.
В 2019 году кредиты от кредитных организаций в областной бюджет привлекались исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Доля расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области за 2019 год составила 1,2% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при максимальном размере, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в 15,0%.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Новгородской области за 2019 год произведены в сумме 415,8 млн рублей.
Погашение и обслуживание долговых обязательств Новгородской области в 2019 году осуществлялось в установленные государственными контрактами (соглашениями) сроки и в полном объеме.";
1.2.3. В разделе "V. Ожидаемые результаты реализации программы":
1.2.3.1. Заменить в первом абзаце слова "в таблице 3" на "в таблице 2";
1.2.3.2. Изложить название таблицы 3 в редакции:
"Таблица 2 - Итоги реализации плана мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов Новгородской области на 2018 - 2024 годы (тыс. руб.)";
1.2.4. В разделе "VII. Методика оценки реализации Программы":
1.2.4.1. Заменить в седьмом абзаце слова "в таблице 4" на "в таблице 3";
1.2.4.2. Изложить название таблицы 4 в редакции:
"Таблица 3 - Критерии оценки реализации Программы";
1.2.5. В приложении к Программе:
1.2.5.1. Изложить строки 1.3, 2.1.5 в прилагаемой редакции (приложение N 1 к постановлению);
1.2.5.2. Дополнить строкой 1.3.1 в прилагаемой редакции (приложение N 2 к постановлению);
1.2.5.3. Изложить графу 2:
строки 2.1.8 в редакции:
"Создание и обеспечение функционирования региональной централизованной информационной системы бухгалтерского и кадрового учета Правительства Новгородской области, органов исполнительной власти Новгородской области и подведомственных им учреждений, развернутой на основе "облачных" технологий";
строки 2.2.15 в редакции:
"Обеспечение применения коэффициента платной деятельности при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ";
1.2.5.4. Заменить в графе 4:
строки 1.5 слова "министерство инвестиционной политики" на "министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений";
строки 1.6 слова "министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития" на "министерство транспорта и дорожного хозяйства", "министерство строительства, архитектуры и территориального развития" на "министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений";
строк 1.8, 1.9 слова "министерство инвестиционной политики" на "министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений";
строки 2.1.8 слова "министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития" на "министерство цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий";
строк 2.2.2, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.13, 2.6.2 слова "муниципальных районов" на "муниципальных районов, муниципальных округов";
строки 2.5.3 слова "министерство строительства, архитектуры и территориального развития" на "министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений";
строки 2.6.3 слова "министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития" на "министерство транспорта и дорожного хозяйства", "министерство строительства, архитектуры и территориального развития" на "министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений";
1.2.5.5. Исключить в графе 4 строки 1.6 слова "министерство инвестиционной политики Новгородской области";
1.2.5.6. Заменить в графе 5 строки 2.2.6 слова "муниципальных районов" на "муниципальных районов, муниципальных округов";
1.2.5.7. Изложить графу 6 строки 2.3.1 в редакции:
"сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет проведения закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), признанных состоявшимися, от начальных (максимальных) цен закупок";
1.2.5.8. Заменить в графе 6 строки 2.6.2 слова "муниципальных районов" на "муниципальных районов, муниципальных округов";
1.2.5.9. Заменить в графе 10 строки 2.3.1 цифру "6,5" на "2,85";
1.2.5.10. Исключить строку 2.3.3.
2. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 2 июля 2021 г. N 190 "О внесении изменений в постановление Правительства Новгородской области от 01.10.2018 N 457"
Вступает в силу с 3 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 2 июля 2021 г. N 5300202107020005