Иностранная компания оказывает российской организации услуги по сбору и обработке информации, местом реализации которых в соответствии с российским налоговым законодательством признается территория Российской Федерации. Следует ли при оплате таких услуг российской организации выступать в качестве налогового агента по НДС в случае, если оплата услуг производится не денежными средствами, а в форме зачета по встречному однородному требованию?
На основании подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сбору и обработке информации является место осуществления деятельности покупателя услуг. Поэтому в рассматриваемом в вопросе случае местом реализации услуг, оказываемых иностранной компанией, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, возникает объект обложения НДС.
Учитывая вышеизложенное, российская организация, приобретающая вышеуказанные услуги, должна согласно ст. 161 НК РФ выступить в качестве налогового агента, исчислить, удержать у иностранной компании и уплатить в бюджет сумму НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговым агентом как сумма дохода иностранного лица от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а сумма налога при этом исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговым агентом (российской организацией, заключающей контракт на оказание услуг с иностранным лицом) согласно п. 4 ст. 173 НК РФ за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом.
Принимая во внимание, что оплата услуг российской организацией производится в форме зачета по встречному однородному требованию, а не в форме перечисления денежных средств, налоговым агентам необходимо учитывать следующее.
Освобождения от обязанностей уплаты НДС в качестве налогового агента в связи с неденежной формой расчетов с иностранным контрагентом действующим налоговым законодательством не предусмотрено.
Пунктом 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика (в данном случае налогоплательщика - иностранного лица), связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В связи с этим в случае оплаты услуг российской организацией в форме зачета по встречному однородному требованию, а не в форме перечисления денежных средств иностранному лицу налоговая база по НДС в целях уплаты налога в бюджет может быть определена как стоимость услуг (с учетом НДС) в соответствии с контрактом, заключенным с иностранным лицом. При этом НДС, который не может быть уплачен в бюджет за счет денежных средств, подлежащих перечислению иностранному лицу, уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении российской организации, после уплаты налогов и других обязательных сборов. В дальнейшем вышеуказанные суммы налога, уплаченные в бюджет Российской Федерации, подлежат вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ.
А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 октября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1