Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1019 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1019
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию"

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 2021 г.

 

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2. Установить, что:

включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, дата начала которых наступает позже даты вступления в силу настоящего постановления, проводятся в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным настоящим постановлением;

реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 1019

 

Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 2021 г.

ГАРАНТ:

См. проверочные листы, используемые при осуществлении настоящего контроля (надзора)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - государственный контроль (надзор), за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - контролируемые лица).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - обязательные требования).

3. Государственный контроль (надзор) в пределах установленной компетенции осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее - контрольные (надзорные) органы).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - сеть "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием обязательным требованиям информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями обязательных требований к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к сети "Интернет", а также обязательных требований, установленных частями 1 и 2 статьи 11, статьей 13, частью 1 статьи 14 (в части доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет") Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет государственный контроль (надзор) в части соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частями 4 и 5 статьи 11, частью 1 статьи 14 (в части доступа к информации в местах, доступных для детей), статьей 15 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции, предусмотренного частью 6 статьи 6 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица), являются:

а) в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений Службы, их заместители, советники, консультанты и главные специалисты-эксперты центрального аппарата Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты центрального аппарата Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители территориальных органов Службы, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений территориальных органов Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

б) в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:

руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

работники Службы, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору) за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;

в) в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений Службы, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

иные государственные гражданские служащие Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

руководитель территориального органа Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители структурных подразделений территориального органа Службы, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;

иные государственные гражданские служащие территориального органа Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

5. Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяется решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.

Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий, являются:

а) в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

руководители территориальных органов Службы и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

б) в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки - руководитель Службы, его заместители, должностными регламентами которых предусмотрено принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий;

в) в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - должностные лица Службы, указанные в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, должностными регламентами которых предусмотрено принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и (или) профилактических мероприятий.

6. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) закреплены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

II. Объекты государственного контроля (надзора)

 

7. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности;

б) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в сети "Интернет";

в) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;

г) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением средств массовой информации, распространяющих продукцию в сети "Интернет";

д) информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования;

е) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.

8. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:

а) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

б) государственной информационной системы в области средств массовой информации;

в) сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора), представляемой в контрольный (надзорный) орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;

г) реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;

д) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;

е) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.

 

III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

 

9. Государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

10. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) каждый контрольный (надзорный) орган отдельно относит объекты государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).

С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) умеренный риск;

г) низкий риск.

11. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска при осуществлении государственного контроля (надзора) приведены в приложении.

12. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. В случае поступления в контрольные (надзорные) органы сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска контрольные (надзорные) органы в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимают решение об изменении категории риска указанного объекта государственного контроля (надзора).

 

IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

13. При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольные (надзорные) органы проводят следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

14. Контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, в том числе путем размещения сведений в средствах массовой информации.

15. Контрольные (надзорные) органы размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своих официальных сайтах в сети "Интернет" информацию, предусмотренную частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

16. Контрольные (надзорные) органы осуществляют обобщение правоприменительной практики один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики готовятся доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольных (надзорных) органов. Контрольные (надзорные) органы обеспечивают публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольных (надзорных) органов.

17. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольных (надзорных) органов, утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

18. Контрольные (надзорные) органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

19. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган, объявивший предостережение, возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

В возражении указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

20. Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме на адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа либо в бумажном виде почтовым отправлением или иными указанными в предостережении способами.

21. Контрольный (надзорный) орган, объявивший предостережение, рассматривает возражение в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.

22. По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:

а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;

б) отказать в удовлетворении возражения.

23. Не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, указанного в пункте 22 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме по почте и (или) по электронной почте по адресу, сведения о котором представлены контрольным (надзорным) органам контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

24. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных предостережений.

25. Должностные лица контрольных (надзорных) органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).

26. Консультирование может осуществляться должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

27. Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе по следующим вопросам:

а) порядок и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов;

г) положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

28. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет консультирований. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в срок не более 30 дней со дня регистрации запроса.

29. В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц или их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

30. Контрольные (надзорные) органы проводят профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

31. Контрольные (надзорные) органы проводят обязательный профилактический визит в отношении:

а) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории значительного риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.

32. Контрольные (надзорные) органы направляют контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

33. Контрольные (надзорные) органы в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывают дату и срок проведения обязательного профилактического визита. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.

34. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган, планировавший проведение обязательного профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

35. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет обязательных профилактических визитов.

 

V. Осуществление государственного контроля (надзора)

 

36. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

37. При осуществлении государственного контроля (надзора) предусмотрено проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Организация внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

38. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный контроль (надзор) без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

39. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

40. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности, подтвержденной соответствующим документом, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения контролируемого лица.

41. Контрольные (надзорные) органы вправе привлекать к проведению контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.

42. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

43. Документарная проверка проводится на основании решения контрольных (надзорных) органов о проведении документарной проверки.

44. Решение о проведении документарной проверки принимается должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения.

45. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период со дня направления контрольными (надзорными) органами контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в контрольные (надзорные) органы, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольных (надзорных) органов документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в контрольные (надзорные) органы.

46. Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе документарной проверки:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

47. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора).

48. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании, направляет истребуемые документы и материалы. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

49. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

50. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля (надзора).

51. Выездная проверка проводится на основании решения контрольного (надзорного) органа о проведении выездной проверки в случае, если не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов государственного контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в абзаце втором пункта 50 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

52. Контрольные (надзорные) органы уведомляют контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

53. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, при проведении выездной проверки предъявляет контролируемому лицу (его уполномоченному представителю) служебное удостоверение, решение о проведении выездной проверки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо заверенную печатью бумажную копию решения о проведении выездной проверки, а также сообщает учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

54. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

55. Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе выездной проверки:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов;

г) получение письменных объяснений;

д) экспертиза.

56. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

57. По вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе проводить опрос контролируемого лица или его уполномоченного представителя, иных лиц, располагающих такой информацией.

58. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов.

Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании, направляет истребуемые документы и материалы. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

59. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

60. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

61. Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований в случае выездной проверки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу.

Решение об осуществлении фотосъемки, видеозаписи, аудиозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностными лицами контрольных (надзорных) органов) самостоятельно при совершении следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр - фотосъемка, видеозапись;

опрос - аудиозапись;

получение письменных объяснений - фотосъемка, видеозапись;

истребование документов - фотосъемка, видеозапись, аудиозапись;

экспертиза - фотосъемка, видеозапись.

Аудиозапись и (или) видеозапись осуществляются открыто с уведомлением вслух в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

Зафиксированные с помощью технических средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются приложением к акту проверки по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки).

Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.

 

VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

62. Должностное лицо, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, по окончании его проведения составляет акт проверки. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте проверки указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте проверки указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту проверки.

В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия было согласовано с органами прокуратуры, акт проверки направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

63. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения, предусмотренные статьей 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

64. Оформление акта проверки производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

65. Контролируемое лицо в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

66. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска могут проводиться со следующей периодичностью:

в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 2 года;

в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории среднего риска, - документарная или выездная проверка один раз в 3 года;

в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории умеренного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного контроля (надзора), деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

67. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.

 

VII. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа

 

68. Контролируемые лица имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, а также принимаемых ими решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов проверки, предписаний об устранении выявленных нарушений в досудебном порядке.

69. Жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо контрольного (надзорного) органа.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается контрольным (надзорным) органом.

Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, принятые его центральным аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

70. По итогам рассмотрения жалобы контрольные (надзорные) органы, их территориальные органы принимают одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить решение контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов полностью или частично;

в) отменить решение контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов полностью и принять новое решение;

г) признать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

71. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

Информация об изменениях:

Положение дополнено разделом VIII с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 20 декабря 2021 г. N 2362

VIII. Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения

 

72. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) для Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки является отношение количества объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, к общему количеству объектов контроля. Указанный ключевой показатель (КП1) рассчитывается по формуле:

 

КП1 = (Ор/О) х 100%,

 

где:

Ор - количество объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, на конец отчетного года;

О - общее количество объектов контроля на конец отчетного года.

73. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является отношение вреда (ущерба), причиненного в результате нарушения обязательных требований, к общему объему охраняемых законом ценностей. Указанный ключевой показатель (КП2) рассчитывается по формуле:

 

КП2 = (В/О) х 100%,

 

где:

В - причиненный вред (ущерб) (стоимость информационной продукции, находящейся в обороте с нарушением обязательных требований (рублей);

О - общий объем охраняемых законом ценностей, который определяется как объем годового оборота розничной торговли непродовольственными товарами за отчетный период (млн. рублей).

74. Отчетным периодом для расчета значений ключевых показателей, предусмотренных пунктами 72 и 73 настоящего Положения, является календарный год.

75. Целевое значение ключевого показателя, предусмотренного пунктом 72 настоящего Положения, определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

76. Целевое значение ключевого показателя, предусмотренного пунктом 73 настоящего Положения, определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 0,1 процента.

 

Приложение
к Положению о федеральном государственном
контроле (надзоре) за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и (или) развитию

 

Критерии
отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

 

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести "А" и "Б" (далее - группы тяжести).

К группе тяжести "А" относятся:

деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;

деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в образовательном процессе.

К группе тяжести "Б" относятся:

деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий, являющихся средствами массовой информации, распространяющихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.

С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, разделяется на группы вероятности "1", "2", "3" и "4" (далее - группы вероятности).

К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.17 и частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.3 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, отнесенных к группам вероятности "1" и "2".

К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет не были выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:

 

Категория риска

Группа тяжести

Группа вероятности

Значительный

А

1

 

Б

1

Средний

А

2

Умеренный

А

3

 

Б

2

Низкий

А

4

 

Б

3

 

Б

4

 

 

Правительство урегулировало федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Контролирующими органами являются Роскомнадзор, Рособрнадзор и Роспотребнадзор. Они применяют риск-ориентированный подход. Установлены критерии отнесения объектов контроля к той или иной категории риска. От нее зависит периодичность проведения плановых проверок.

Установлен порядок проведения профилактических и контрольных мероприятий. К первым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит. Ко вторым - выездная и документарная проверки.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.


Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1019 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию"


Вступает в силу с 2 июля 2021 г..


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 июля 2021 г. N 0001202107020126, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 2021 г. N 28 (часть I) ст. 5502


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. N 2362

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.