Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1090 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в пределах установленной предельной численности работников указанных Службы и учреждений, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствующем бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Установить, что плановые проверки в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, проведение которых было запланировано на 2021 год и дата проведения которых наступает позднее 30 июня 2021 г., осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7946);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 717 "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30, ст. 4595);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 233 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 11, ст. 1118).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1090

 

Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

 

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный надзор).

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:

режима особо охраняемой природной территории;

особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

3. Государственный надзор осуществляется:

федеральными государственными бюджетными учреждениями в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон;

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений.

4. К объектам государственного надзора относятся:

а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

5. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

руководитель (его заместитель) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

От имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) государственный надзор вправе осуществлять:

руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные обязанности);

руководитель (его заместитель) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

должностные лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с должностными обязанностями.

Для целей применения настоящего Положения под должностными лицами, указанными в абзацах пятом - восьмом настоящего пункта понимаются должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

6. Должностным лицом федеральных государственных бюджетных учреждений, управляющих особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - учреждение), уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель учреждения (его заместитель).

От имени учреждений государственный надзор вправе осуществлять:

руководитель (его заместитель) учреждения;

должностные лица учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", в пределах установленной компетенции имеют право в том числе:

а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков;

б) производить в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;

в) проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

г) проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования.

8. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

а) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;

в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;

г) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.

9. В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.

10. Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.

11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие надзор в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон (далее - надзорные органы), для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

12. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:

а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах:

охранных зон государственных природных заповедников;

охранных зон национальных парков;

государственных природных заказников;

памятников природы;

дендрологических парков и ботанических садов;

в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах:

охранных зон природных парков;

охранных зон памятников природы.

13. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска и низкого риска, относятся к категориям высокого риска, значительного риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается:

в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

в границах водно-болотного угодья международного значения;

в Арктической зоне Российской Федерации;

в акватории внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации;

в водоохраной зоне моря;

в границах территорий, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО и биосферного резервата ЮНЕСКО.

14. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

15. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 настоящего Положения к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

16. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.

17. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

18. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа, готовится надзорными органами с периодичностью не реже 1 раза в год. Такой доклад утверждается и размещается на официальном сайте надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

19. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в надзорный орган возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается надзорным органом в течение 30 дней со дня его получения. Контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

20. Консультирование осуществляется должностными лицами надзорного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (его территориального органа), директором учреждения, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и видеозапись.

Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме 1 контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.

21. Консультирование (в том числе в письменной форме) осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется надзорным органом в письменной форме.

При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

22. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом надзорного органа.

23. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска.

24. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа, директор учреждения могут продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.

25. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или учреждения незамедлительно направляют информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа), директору (заместителю директора) учреждения, которые являются уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия таких решений.

26. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка;

д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

е) выездное обследование.

27. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.

28. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

29. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

30. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

31. В составе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

32. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:

определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;

определение метода отбора проб (образцов), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемых проб (образцов);

отбор проб (образцов) и их упаковка.

Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.

Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:

номер, дата и место составления протокола;

порядковый номер каждой пробы (образца) (если их отобрано более 2 проб);

наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;

сорт или категория продукции (при их наличии);

дата изготовления продукции (при наличии);

наименование и место нахождения изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны (при наличии);

дата и место отбора пробы;

методика отбора проб (образцов);

номер партии (при его наличии);

объем или масса партии;

номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);

номер единицы тары, из которой отобрана проба;

масса, объем или число проб;

срок и условия хранения пробы до испытаний;

цель направления пробы;

название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;

фамилии, инициалы и должности лиц, отобравших пробу и составивших протокол;

сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствующих (при наличии) при отборе проб (образцов);

иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).

Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.

Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.

Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).

Предельный вес проб (образцов) составляет 10 килограммов.

33. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 26 настоящего Положения, в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

категория чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);

категория высокого риска - 1 раз в 2 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);

категория значительного риска - 1 раз в 3 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);

категория среднего риска - 1 раз в 4 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);

категория умеренного риска - 1 раз в 5 лет (1 из контрольных (надзорных) мероприятий).

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

34. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 26-30 настоящего Положения.

35. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в надзорный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также в случае применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении его меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится надзорным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя или гражданина.

36. Для фиксации должностным лицом, указанным в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований (в случае нарушения режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий) используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, имеют право пользоваться средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку, кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи). В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.

37. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.

В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.

38. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.

39. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) такого территориального органа либо центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

40. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при осуществлении государственного надзора рассматривается центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

41. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при осуществлении надзора жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

42. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц учреждения рассматривается директором учреждения не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

43. В надзорных органах из числа их должностных лиц создаются коллегиальные органы (комиссии) для рассмотрения жалоб в составе не менее 3 должностных лиц.

 

Утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Установлен перечень объектов госконтроля. При его осуществлении может проводиться инспекционный визит, рейдовый осмотр, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, документарная и выездная проверки. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба). Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, консультирование, объявление предостережения, информирование и профилактический визит. Закреплен порядок их проведения.

Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок обжалования решений контрольных органов.

Прежнее положение признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.


Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1090 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"


Вступает в силу с 2 июля 2021 г.


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 июля 2021 г. N 0001202107020124, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 2021 г. N 28 (часть I) ст. 5520