Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан от 30 декабря 2020 г. N 384
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 гг. Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан"
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 г. N 2 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 гг.
2. Ответственным исполнителям профилактических мероприятий, указанным в Плане-графике (Приложение 1 к Программе профилактики нарушений обязательных требований законодательства на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 гг.), обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра Н.А. Велиханова.
Министр |
Н. Казимагамедов |
Утверждена
приказом МЧС Дагестана
от 30.12.20 г. N 384
Программа
профилактики нарушений обязательных требований Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на период 2021 - 2023 годов
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период 2021 - 2023 годов |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"; Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета приоритетной программой "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2. |
Разработчик программы |
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан (далее - МЧС Дагестана) |
Цели программы |
- предотвращение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения; - предупреждение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах производственного и социального назначения; - создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - иные цели. |
Задачи программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов; - создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы. |
Сроки и этапы реализации программы |
Краткосрочный период: 01.01.2021 г. - 31.12.2021 г., плановый период - 2022, 2023 гг. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения; - увеличение доли подконтрольных субъектов (объектов), планирующих и осуществляющих необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций до 77,5%; - увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности до 60%; - снижение общего количества выявленных нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 100% по отношению к численности проведенных проверок; - внедрение различных способов профилактики; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольно-надзорного органа; - разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектах; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению. |
Структура программы |
Программа включает 5 разделов: Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы; Раздел 2. Цели и задачи Программы; Раздел 3. Программные мероприятия; Раздел 4. Механизм реализации Программы; Раздел 5. Оценка эффективности Программы; и приложение. |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Анализ общей обстановки с чрезвычайными ситуациями, пожарами, происшествиями на водных объектах
Статистические показатели состояния обеспечения комплексной безопасности
по состоянию на 15.12.2020 года |
Всего происшествий и ЧС |
Количество человек |
|||
Пострадали |
Погибли |
Спасены |
|||
"Чрезвычайные ситуации" в том числе: |
2020 |
4 |
34 |
8 |
26 |
2019 |
6 |
27 |
4 |
23 |
|
% к АППГ |
66 |
125,9 |
200 |
113 |
|
- Техногенного характера |
2020 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
% к АППГ |
- |
- |
- |
- |
|
- Природного характера |
2020 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
2 |
0 |
0 |
0 |
|
% к АППГ |
50 |
- |
- |
- |
|
- Дорожно-транспортные происшествия (сведения органов ГИБДД МВД РТ) |
2020 |
3 |
34 |
8 |
26 |
2019 |
2 |
22 |
4 |
18 |
|
% к АППГ |
150 |
154,5 |
200 |
144,4 |
|
- Прочие |
2020 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
1 |
5 |
0 |
5 |
|
% к АППГ |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
"Происшествия" (не относящиеся к чрезвычайной ситуации) в том числе: |
2020 |
47 |
267 |
16 |
251 |
2019 |
172 |
307 |
65 |
242 |
|
% к АППГ |
27,3 |
86,9 |
24,6 |
103,7 |
|
- Пожары (в том числе загорания) |
2020 |
4 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
23 |
18 |
5 |
13 |
|
% к АППГ |
17,4 |
0 |
0 |
0 |
|
- Дорожно-транспортные происшествия (сведения органов ГИБДД МВД РТ) |
2020 |
8 |
41 |
13 |
28 |
2019 |
20 |
100 |
35 |
65 |
|
% к АППГ |
40 |
41 |
37,1 |
43 |
|
- Прочие |
2020 |
35 |
226 |
3 |
223 |
2019 |
129 |
189 |
25 |
164 |
|
% к АППГ |
27,1 |
119,5 |
12 |
135,9 |
|
|
2020 |
51 |
301 |
24 |
277 |
Итого: (происшествия и ЧС) |
2019 |
178 |
334 |
69 |
265 |
|
% к АППГ |
28,6 |
90,1 |
34,7 |
104,5 |
Статистические показатели состояния подконтрольной среды
1.1. Информация о количестве подконтрольных субъектов
N |
Вид деятельности и основания для отнесения к категории риска |
Количество юридических лиц, в отношении которых проводятся плановые проверки |
Соотношение от общего числа ЮЛ, включенных в перечень в 2020 г., % |
|
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
- деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений III, IV классов (включены в Реестр опасных объектов Ростехнадзора России) |
0 |
0 |
0 |
2 |
- деятельность по эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в интересах муниципальных образований |
0 |
2 |
6,9% |
3 |
- включен в установленном порядке в состав сил постоянной готовности муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС |
0 |
0 |
0 |
4 |
- деятельность по эксплуатации объектов, на которых возможно одновременное пребывание от 1000 до 5000 человек |
0 |
0 |
0 |
5 |
- деятельность в социальной сфере: организация отдыха и оздоровления детей; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания; оказание стационарной медицинской помощи. |
63 |
24 |
82,7% |
6 |
- деятельность на территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений (находится в зоне распространения лесных пожаров) |
6 |
3 |
10,3% |
1.2. Информация о применении риск-ориентированного подхода
В соответствии с частью 11.1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена норма, что порядок организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может предусматривать обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2016 г. N 154 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с внесенными изменениями) установлены критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими объектов к определенной категории риска при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Постановлением определено, что с учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного их несоблюдения, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию:
>опасных производственных объектов III и (или) IV классов опасности;
> гидротехнических сооружений III и (или) IV классов;
>объектов электросетевого хозяйства напряжением до 330 киловольт в интересах муниципальных образований;
> централизованных систем в интересах муниципальных образований:
* холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
* горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
б) к категории умеренного риска
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций:
>включены (входят) в установленном порядке в состав сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
> осуществляют эксплуатацию объектов, на которых возможно одновременное пребывание от 1 000 до 5 000 человек;
> осуществляют деятельность:
* в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
* в сфере предоставления социальных услуг с обеспечением проживания;
в) к категории низкого риска - деятельность иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - не чаще одного раза в четыре года и не реже одного раза в пять лет;
для категории умеренного риска - не чаще одного раза в шесть лет и не реже одного раза в восемь лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В соответствии с планом проверок на 2020 год по организации и осуществлению государственного надзора за выполнением законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с начала 2020 года за отчетный период работниками регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС проведено 52 проверки, из них 42 плановых и 10 внеплановых. (За АППГ проведено 137 проверок, из них 88 плановых и 49 внеплановых. (Уменьшение на 163%). В среднем одним работником ОНД МЧС Дагестана проведено 10 проверок (За АППГ в среднем одним работником проведено 27 проверок (Уменьшение на 170%). Выявлено нарушений 294 (За АППГ выявлено нарушений 717 (Уменьшение на 2107%).
По проведенным проверкам составлено 20 протоколов об административных правонарушениях, в том числе в отношении должностных лиц 19 и в отношении юридических лиц 1 (За АППГ составлено 60 протоколов об административных правонарушениях (Уменьшение на 200%), в том числе в отношении должностных лиц 46 (Уменьшение на 242%) и в отношении юридических лиц 14 (Уменьшение на 1300%). В среднем одним работником ОНД МЧС Дагестана составлено 4 административных протокола (За АППГ составлено 12 протоколов).
По результатам проведенных проверок за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от ЧС, работниками ОНД МЧС Дагестана за отчётный период выдано 38 предписаний об устранении нарушений (За АППГ выдано 79 предписаний. Уменьшение на 107%). В среднем одним работником ОНД МЧС Дагестана выдано 7 предписаний. (За АППГ выдано 16 предписаний. Уменьшение на 128%).
В мировые суды направлено 20 административных материалов, 19 в отношении должностных лиц и 1 в отношении юридических лиц (За АППГ в мировые суды направлено 60 административных материалов (Уменьшение на 200%), 46 в отношении должностных лиц (Уменьшение на 242%) и 14 в отношении юридических лиц (Уменьшение на 1300%).
По 20 административным материалам вынесены решения о наложении штрафа на сумму 290 тыс. рублей (АППГ - 43 1,075 тыс. рублей.
Уменьшение на 3117%), 19 в отношении должностных лиц на сумму 190 тыс. руб. (за АППГ - 33 на сумму 295 тыс. руб. Уменьшение на 155%) и 1 в отношении юридических лиц на сумму 100 тыс. рублей (за АППГ -10 на сумму 780 тыс. руб. Уменьшение на 780%).
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики органа государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС Дагестана в 2019 и 2020 гг. юридическими лицами, в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, допускались следующие типовые и массовые нарушения обязательных требований:
Не разработан (или не соответствует установленным требованиям к разработке) План действий (Инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации с необходимыми приложениями (а равно разработан формально, без учета фактической обстановки на объекте, в том числе не отражены все необходимые мероприятия по организации и обеспечению эвакуации в безопасные районы (места).
Не создан координационный орган управления единой системы на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, не разработано положение о комиссии и документы, связанные с планированием и проведением мероприятий по выполнению основных задач координационного органа в соответствии с его компетенцией.
Не создан орган повседневного управления единой системы на объектовом уровне - дежурно-диспетчерская служба (ДДС) организации (объекта), не разработано положение о ДДС.
Не разработаны документы организации, связанные с планированием и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях
Не организовано проведение обязательной подготовки работающего персонала организации по месту работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации или курсовое обучение) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГКОУ РД "Центр ГО и ЧС" и других образовательных организациях: руководителя организации, председателя и членов КЧС и ОПБ организации, работника организации, специально уполномоченного решать задачи в области ГО и ЧС, руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы организации;
Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) учителей (преподавателей-организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений среднего и высшего профессионального образования по вопросам гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях в учебных заведениях МЧС России, образовательных учреждениях ДПО федеральных органов исполнительной власти, ГКОУ РД "Центр ГО и ЧС"
Не организован и не проводится сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с органом местного самоуправления (а равно не заключено соглашение о порядке обмена информацией дежурно-диспетчерской службы организации с единой дежурно-диспетчерской службой органа местного самоуправления.
Не проводятся Комплексные учения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты 1 раз в 3 года продолжительностью до 2 суток.
Не проводятся объектовые тренировки в организациях соц. сферы 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов на которых отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).
Не разработан (а равно не согласован с территориальным органом МЧС России) Паспорт безопасности опасного объекта - (обязательное приложение - Расчетно-пояснительная записка).
Продолжение в 2021 году наряду с контролем (надзором) в области защиты населения и территорий от ЧС профилактических мероприятий приведет к повышению уровня безопасности, снижению административной нагрузки, повышению прозрачности системы государственного контроля (надзора), а также созданию мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Описание текущего уровня развития профилактических мероприятий
На территории Республики Дагестан профилактическая работа осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2016 г. N 154 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В рамках выполнения данного постановления Правительства Республики Дагестан информация о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в полном объеме размещена на главной странице официального сайта МЧС Дагестана E-mail: mchs@e-dag.ru в разделе "Региональный государственный надзор". В разделе сайта размещена необходимая информация по заблаговременному информированию объектов надзора о необходимых мероприятиях и разрабатываемых документах для обеспечения выполнения требований законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проводятся консультации должностных лиц объектов надзора по объемам и содержанию организационно-технических мероприятий, проводимых в организациях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые риски
|
Наименование риска |
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности |
1. |
Увеличение погибших и травмированных в чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, вследствие ежегодных сезонных рисков (весенне-летний, а также осенне-зимний пожароопасный период, а также вследствие природных и техногенных чрезвычайных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать, а именно: паводки, наводнения и маловодье; природные (в т.ч. лесные) пожары; биолого-социальные угрозы; опасные гидрометеорологические и геологические явления, включая сели, оползни, лавины и иные природные риски. |
Реализация перечня типовых мероприятий сезонных профилактических операций в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, на объектах и территориях (типовых превентивных мер, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ). Проведение профилактических операции совместно с подведомственными учреждениями во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. При планировании мероприятий учитываются демографические, географические, климатические условия Республики Дагестан. Формы и методы совместной работы при проведении типовых мероприятий сезонных профилактических операций определяются и утверждаются на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Дагестан. |
2. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях. |
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления или руководством организаций решения об установлении на соответствующих территориях режима чрезвычайной ситуации. На период действия особого противопожарного режима нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Дагестан и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования и реализуются меры пожарной безопасности, направленные на снижение негативных последствий, вызванных погодными явлениями, в том числе, препятствующие распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов. В период действия режима чрезвычайной ситуации осуществляется оповещение и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая жизнеобеспечение населения, организуются работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, поддержание общественного порядка в ходе их проведения, а также непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий. |
3. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях, на объектах категорий низкого риска вследствие значительного сокращения присутствия органов надзорных подразделений МЧС Республики Дагестан. |
Повышение роли профилактики нарушений обязательных требований техногенной безопасности. Предварительная проработка с представителями бизнес-сообществ условий обеспечения техногенной безопасности соответствующих объектов и территорий (выдача рекомендаций). |
4. |
Увеличение погибших и травмированных, ущерба окружающей среде и материальных потерь в результате отсутствия выполнения мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты и объекты социального назначения |
Повышение роли профилактики нарушений обязательных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на данных объектах. Проведение профилактических осмотров и обследований в отношении данных объектов. |
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Целями программы являются:
Предотвращение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения;
предупреждение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах производственного и социального назначения;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Достижение целей будет обеспечиваться решением следующих задач:
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание системы консультирования подконтрольных объектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Раздел 3. Программные мероприятия
(Перечень профилактических мероприятий, осуществляемых для достижения целей и выполнения задач Программы)
3.1. Виды и формы профилактических мероприятий
Для решения задачи "Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения":
1. Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям:
- неясность или неоднозначность трактовки обязательных требований;
- отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования;
- избыточность, дублирование обязательного требования;
- высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности;
- отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;
- правовая неграмотность или правовой нигилизм подконтрольных субъектов;
2. Организация и проведение анкетирования объектов надзора по вопросам выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализ полученных сведений по его результатам, установление фактического состояния выполненных объектами надзора обязанностей и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
3. Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан, Прокуратурой Республики Дагестан, Союзом "Торгово-промышленная палата Республики Дагестан", Ассоциацией предприятий и промышленников Республики Дагестан, Дагестанским региональным отделением "ОПОРА РОССИИ", Дагестанским региональным отделением общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общественной палатой Республики Дагестан, Уполномоченным при Главе Республики Дагестан по защите прав предпринимателей, органами исполнительной власти Республики Дагестан, министерствами и ведомствами Республики Дагестан, органами местного самоуправления, средствами массовой информации.
Для решения задачи "Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
4. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, расположенных:
- в границах зоны возможного затопления (подтопления) в паводковый период.
- в границах зоны, подверженной угрозе лесных пожаров.
- в пределах границы зоны возможного химического заражения, установленной вокруг химически опасного(ых) объекта(ов).
- в пределах границы зоны возможного биологического заражения, установленной вокруг биологически опасного(ых) объекта(ов).
5. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (по территориальному принципу и расчетному времени прибытия) согласно планам:
- повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней;
- предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
6. Организация подготовки, утверждение и ведение Перечня дежурно-диспетчерских служб организаций (учреждений) в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, осуществляющих деятельность на территории муниципального района, координацию деятельности которых осуществляет ЕДДС (а равно заключает с ними двухсторонние соглашения об информационном взаимодействии в области защиты от ЧС).
Для решения задачи "Создание системы консультирования подконтрольных объектов":
7. Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий;
8. Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора;
9. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, в том числе:
- рассмотрение жалоб, полученных по "горячей линии";
- опубликование обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет;
- размещение информаций о требованиях, сгруппированных по видам предпринимательской деятельности;
- подготовка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований;
- подготовка комментариев об изменениях в законодательстве;
- проведение консультаций, инструктажей по разъяснению обязательных требований;
- проведение семинаров, вебинаров, конференций, заседаний рабочих групп по разъяснению обязательных требований.
3.2. Перечень мероприятий, проводимых структурными подразделениями МЧС Дагестана
Отдел регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Дагестана
1. Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований.
2. Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан, Союзом "Торгово-промышленная палата Республики Дагестан", Ассоциацией предприятий и промышленников Республики Дагестан, Дагестанским региональным отделением "ОПОРА РОССИИ", Дагестанским региональным отделением общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общественной палатой Республики Дагестан, Уполномоченным при Главе Республики Дагестан по защите прав предпринимателей, органами исполнительной власти Республики Дагестан, министерствами и ведомствами Республики Дагестан, органами местного самоуправления, средствами массовой информации.
3. Организация и проведение анкетирования объектов надзора по вопросам выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализ полученных сведений по его результатам, установление фактического состояния выполненных объектами надзора обязанностей и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
4. Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий;
5. Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора;
6. Организация и проведение (по результатам анализа анкетирования) мероприятий по методическому руководству и оказанию помощи в устранении не выполненных объектами надзора обязанностей и организационно-технических мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий в том числе:
- участие в выдаче исходных данных для разработки организационных документов и документов планирования (в т.ч. Планы, Приказы, Положения, Соглашения, Инструкции, Регламенты, Паспорта, Журналы, Акты и т.д.);
- участие в разработке и согласовании установленных организационных документов и документов планирования;
- участие в выдаче (при необходимости) установленных образцов (вариантов) организационных документов и документов планирования, направленных на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
- участие в подготовке (участие в качестве посредников) в учениях и тренировках по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
7. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, расположенных:
- в границах зоны возможного затопления (подтопления) в паводковый период.
- в границах зоны, подверженной угрозе лесных пожаров.
- в пределах границы зоны возможного химического заражения, установленной вокруг химически опасного(ых) объекта(ов).
- в пределах границы зоны возможного биологического заражения, установленной вокруг биологически опасного(ых) объекта(ов).
8. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (по территориальному принципу и расчетному времени прибытия) согласно планов:
- повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней;
- предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
9. Организация подготовки, утверждение и ведение Перечня дежурно-диспетчерских служб организаций (учреждений) в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, осуществляющих деятельность на территории муниципального района, координацию деятельности которых осуществляет ЕДДС (а равно заключает с ними двухсторонние соглашения об информационном взаимодействии в области защиты от ЧС).
Раздел 4. Механизм реализации Программы
4.1. Организация планирования профилактической работы
Формирование планов профилактических мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с требованиями Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - Стандарт).
Основными принципами организации планирования профилактических мероприятий являются:
неотъемлемость от текущей контрольно-надзорной деятельности;
профессионализм и компетентность;
легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, и иных лиц;
рациональность;
открытость и доступность информации по профилактике;
достоверность и достаточность информации по профилактике;
понятность информации по профилактике;
взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов;
межведомственное взаимодействие;
структурная и организационная обеспеченность;
информатизация контрольно-надзорной деятельности;
развитие.
Соблюдение указанных принципов обязательно при планировании профилактической работы.
Утвержденная программа и ежегодные планы профилактических мероприятий размещаются на официальном сайте в виде электронного документа и текстового файла, в форматах, обеспечивающих возможность сохранения, копирования и печати в соответствии с рекомендациями Стандарта.
4.2. Контроль за реализацией программы профилактики
Контроль реализации программы профилактики осуществляется руководителем программы путем проведения оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений в указанной программе по установленным отчетным показателям.
4.3. Перечень должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий программы профилактики
Содержание и степень ответственности за реализацию |
Ф.И.О. и должность |
Телефон |
Руководитель Программы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
Велиханов Надим Астарханович - статс-секретарь - заместитель министра |
+7 (8722) 51-76-12 |
Должностное лицо Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан - ответственный за реализацию Программы |
Гужаев Алигайдар Гаджиевич - начальник отдела надзорной деятельности |
+7 (8722) 55-76-91 |
Структурное подразделение Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
Отдел регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Дагестана |
|
Контактная информация Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
367015. РД г. Махачкала ул. М. Ярагского, 124-а тел.: 67-32-43 факс: 63-35-58 E-mail: mchs@e-dag.ru |
Раздел 5. Оценка эффективности Программы
5.1 Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Реализация намеченных программных мероприятий позволит:
- повысить эффективность и скоординированность функционирования системы защиты населения и территории республики от
чрезвычайных ситуаций;
- снизить количество смертельных случаев, число пострадавших и травмированных по контрольным видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах);
- сформировать у подконтрольных объектов принципы презумпции добросовестности планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
Также результатом реализации Программы станет сокращение убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, пожарами и происшествиями на водных объектах экономике Республики Дагестан, сохранение разнообразия экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Программа носит комплексный характер, и достижение поставленных целей возможно лишь при взаимосвязанном и скоординированном во времени выполнении всех программных мероприятий.
5.2 Методика расчета показателей результативности и эффективности
Показатель |
Параметры расчета |
|
Снижение количества людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, на 100 тыс. населения, человек (показатель группы А.1.1) |
В - Численность населения Республики Дагестан, человек;
|
|
Снижение количества людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, на 100 тыс. населения, человек (показатель группы А.1.2) |
В - Численность населения Республики Дагестан, человек;
|
|
Снижение материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, относительно валового регионального продукта Республики Дагестан, млн. рублей (показатель группы A.1.3) |
0,1 - степень максимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, 0,0001 - наименьшая минимальная степень влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС; В - валовый региональный продукт Республики Дагестан, млн. рублей. |
|
Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными, процентов (показатель группы В.3.1.24) |
V = А / В х 100, где:
V - доля проверок, результаты которых были признаны недействительными; А - количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, ед.; В - общее количество проведенных проверок, ед. |
Приложение 1
к Программе профилактики
нарушений обязательных требований
законодательства на 2021 год
и плановый период 2022 - 2023 гг.
План-график
проведения в 2021 - 2023 г. профилактических мероприятий МЧС Дагестана
N |
Наименование профилактического мероприятия |
Краткое описание формы профилактического мероприятия |
Дата (периодичность) проведения мероприятия |
Наименование населённого пункта, адресаты мероприятий |
Ожидаемые результаты профилактического мероприятия |
I |
Задача 1. Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения |
||||
1.1 |
Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований, а также размещение информации на официальном сайте в сети "Интернет" |
Подготовка анализа по результатам проведения проверок объектов |
1 раз в квартал |
Республика Дагестан, объекты подлежащие госнадзору в 2020 и 2021 г. |
Обеспечено размещение (доступность) статистической информации в публичном доступе |
1.2 |
Организация и проведение анкетирования объектов надзора по вопросам выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализ полученных сведений по его результатам |
Подготовка и направление уведомления в адрес объектов, подлежащих проверке в 2020 году. |
За 3 месяца до начала проверки. |
Республика Дагестан, объекты подлежащие госнадзору в 2021 г. |
Обеспечено предварительное (до проведения проверки) информирование объекта об установленных требованиях |
1.3 |
Подготовка ежегодного Доклада об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) |
Подготовка ежегодного Доклада об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, а также размещение Доклада в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" и на официальном сайте в сети "Интернет" |
к 1 марта 2021 г., а также в этот же период в последующие 2022 - 2023 гг. |
г. Махачкала |
Предоставлена необходимая информация по вопросам соблюдения обязательных требований Обеспечено размещение (доступность) информации в публичном доступе |
1.4 |
Актуализация проверочных листов (списков контрольных вопросов) |
Актуализация проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, а также размещение электронной форме и на официальном сайте в сети "Интернет" |
постоянно |
г. Махачкала |
Обеспечено заблаговременное (до проведения проверки) устранение нарушений (или их части) установленных требований на объекте Предоставлена необходимая информация по вопросам соблюдения обязательных требований Обеспечено размещение (доступность) информации в публичном доступе |
II |
Задача 2. Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
||||
2.1 |
Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, расположенных в границах зон установленного риска возникновения ЧС |
Сбор сведений и подготовка сотрудниками подведомственных учреждений МЧС Дагестана проекта Распорядительного документа органа местного самоуправления по утверждению Реестра организаций |
до 01.04.2021 г. а также в эти же периоды в последующие 2022 - 2023 гг. |
Республика Дагестан, все объекты, включенные в Перечень объектов Республики Дагестан, подлежащих госнадзору. |
Обеспечено установление ключевых рисков, характерных для объекта надзора |
2.2 |
Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляющих деятельность на территории муниципального района, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций (по территориальному принципу и расчетному времени прибытия) |
Сбор сведений и подготовка сотрудниками подведомственных учреждений МЧС Дагестана проекта Распорядительного документа органа местного самоуправления по утверждению Реестра профессиональных аварийно-спасательных служб |
до 01.04.2021 г. а также в эти же периоды в последующие 2022 - 2023 гг. |
Республика Дагестан, все объекты, включенные в Перечень объектов Республики Дагестан, подлежащих госнадзору. |
Обеспечено установление профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте надзора |
2.3 |
Организация подготовки, утверждение и ведение Перечня дежурно-диспетчерских служб организаций (учреждений) в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, осуществляющих деятельность на территории муниципального района, координацию деятельности которых осуществляет ЕДДС |
Сбор сведений и подготовка сотрудниками подведомственных учреждений МЧС Дагестана проекта Распорядительного документа органа местного самоуправления по утверждению Перечня организаций |
до 01.04.2021 г. а также в эти же периоды в последующие 2022 - 2023 гг. |
Республика Дагестан, все объекты, включенные в Перечень объектов Республики Дагестан, подлежащих госнадзору. |
Обеспечено установление объектов надзора, на которых организуется работа органа повседневного управления |
III |
Задача 3. Создание системы консультирования подконтрольных объектов |
||||
3.1 |
Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики. Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации |
Доклад с информацией о типовых и массовых нарушениях на подконтрольных объектах и разъяснениях, с описанием способов их недопущения (какое поведение является правильным) |
1 раз в полгода (февраль 2021 и август 2021), а также в эти же периоды в последующие 2022 - 2023 гг. |
г. Махачкала |
Предоставлена необходимая информация по вопросам соблюдения обязательных требований; обеспечено непосредственное взаимодействие с подконтрольными объектами |
3.2 |
Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора; |
Подготовка перечня правовых актов; Поддержание перечня в актуальном состоянии; Размещение перечня в свободном и открытом доступе на официальном сайте МЧС Дагестана в сети интернет |
до 31.05.2021, далее по мере поступления сведений об изменении НПА в последующие 2022 - 2023 гг. |
Республика Дагестан, все объекты, включенные в Перечень объектов Республики Дагестан, подлежащих госнадзору. |
Обеспечена правовая определенность в общественных отношениях, складывающаяся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
3.3 |
Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий; |
Размещение административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора МЧС Дагестана в свободном и открытом доступе на официальном сайте в сети интернет |
до 31.05.2021, далее по мере поступления сведений об изменении НПА в последующие 2022 - 2023 гг. |
Республика Дагестан, все объекты, включенные в Перечень объектов Республики Дагестан, подлежащих госнадзору. |
Обеспечена правовая определенность в общественных отношениях, складывающаяся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
3.4 |
Утверждение Плана-Графика проведения публичных мероприятий (обсуждений) |
Разработка и согласование план-графика с заинтересованными органами власти и организациями |
к 25 декабря 2020, а также в эти же периоды в последующие 2022 - 2023 гг. |
г. Махачкала |
Обеспечено размещение (доступность) информации в публичном доступе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.