г.Калуга |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А14-13097/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛИЗИНГСТЭЙТ" (ОГРН 1133668038558, ИНН 3663099575, г. Воронеж, ул. Циолковского, д. 19Б, офис 311): Лебедева А.Г. - представителя, действующего по доверенности от 22.07.2014 без номера;
от Акционерного коммерческого банка "Национальный Резервный Банк (открытое акционерное общество) (ОГРН 1027700458224, ИНН 7703211512, г. Москва, проспект 60-летия Октября, д. 10а): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821, г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 46): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600184856, г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 46): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от коммерческой компании Британских Виргинских Островов "ПАТРОК ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД" (Трайдент Чэмберс, п/я 146, Роуд Таун, Тортола, Британские Виргинские Острова): Камальтдинова К.А. - представителя, действующего по доверенности от 07.08.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу N А14-13097/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛИЗИНГСТЭЙТ" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ТЕХНОЛИЗИНГСТЕЙТ") обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - Управление, вышестоящий налоговый орган) от 29.10.2013 N 11-04/17227С и незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее также- Инспекция, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Единый государственный реестр) записи от 30.10.2013 за государственным регистрационным номером 2133668487643 "Внесение записи о государственной регистрации юридического лица признано ошибочным по решению регистрирующего органа".
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать инспекцию восстановить в Едином государственном реестре записи: N 1133668038558 от 28.08.2013 о создании юридического лица; N 2133668391503 от 28.08.2013 об учете юридического лица в налоговом органе; N 2133668394110 от 30.08.2013 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; N 2133668394320 от 30.08.2013 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 25.11.2013 требования ООО "ТЕХНОЛИЗИНГСТЭЙТ" приняты к производству, возбуждено дело N А14-13097/2013.
Определением суда от 19.12.2013 по делу N А14-13097/2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерный коммерческий банк "Национальный Резервный Банк" (открытое акционерное общество) (далее по тексту - общество "Национальный Резервный Банк", банк) и коммерческая компания Британских Виргинских Островов "ПАТРОК ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД" (далее также - компания "ПАТРОК ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД", учредитель).
Впоследствии обществом "Национальный Резервный Банк" заявлено требование к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр записи от 30.10.2013 N 2133668487643 об отмене записи о государственной регистрации ООО "ТЕХНОЛИЗИНГСТЕЙТ" и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав Общества путем внесения в Единый государственный реестр записи о признании вышеуказанной регистрационной записи недействительной. Заявление общества "Национальный Резервный Банк" принято Арбитражным судом Воронежской области к производству и возбуждено дело N А14-13715/2013.
Определением суда области от 27.01.2014 дела N А14-13097/2013 и N А14-13715/2013 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А14-13097/2013.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 по делу N А14-13097/2013 требования Общества и банка удовлетворены. Решение Управления от 29.10.2013 N 11-04/17227С признано недействительным, действия Инспекции по внесению в Единый государственный реестр записи от 30.10.2013 за государственным регистрационным номером 2133668487643 о признании ошибочной записи о государственной регистрации юридического лица - незаконными.
На Инспекцию возложена обязанность восстановить в Едином государственном реестре записи от 28.08.2013: N 1133668038558 о создании юридического лица и N 2133668391503 об учете юридического лица в налоговом органе, от 30.08.2013: N 2133668394110 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, N 2133668394320 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 отменено в части удовлетворения требований общества "Национальный Резервный Банк". Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований банка о признании незаконными действий Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 30.10.2013 за государственным регистрационным номером 2133668487643. В остальной части решение суда области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение судами норм материального права, просит решение от 07.07.2014 и постановление от 22.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ТЕХНОЛИЗИНГСТЭЙТ".
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей банка, Инспекции и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве Общества на нее, выслушав представителей Общества и учредителя, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.08.2013 инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области принято решение N 18644А о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛИЗИНГСТЭЙТ", о чем в тот же день в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица, регистрационный номер записи - 1133668038558.
Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, проведя проверку государственной регистрации общества "ТЕХНОЛИЗИНГСТЕЙТ", вынесло решение от 29.10.2013 N 11-04/7227C об отмене решения Инспекции от 28.08.2013 N 18644А о государственной регистрации, на основании которого в Единый государственный реестр 28.08.2013 внесена запись о создании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛИЗИНГСТЕЙТ" с присвоением ему основного государственного регистрационного номера 1133668038558, признав указанную запись недействительной.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на основании принятого Управлением решения от 29.10.2013 N 11-04/17227С в Единый государственный реестр юридических лиц 30.10.2013 внесена запись за регистрационным номером 2133668487643 о признании ошибочной по решению регистрирующего органа внесенной ранее в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица. Одновременно в Единый государственный реестр Инспекцией внесены сведения о признании недействительными по решению регистрирующего органа записей от 28.08.2013 N 1133668038558 о создании юридического лица и N 2133668391503 об учете юридического лица в налоговом органе, от 30.08.2013 N 2133668394110 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и N 2133668394320 о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Несогласие Общества и банка с решением Управления и действиями Инспекции послужило основанием обращения в суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр является, согласно статье 11 Закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 2 Федерального Закона от N 129-ФЗ в ред. от 05.05.2014).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, данная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведет Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Таким образом, порядок государственной регистрации юридических лиц и полномочия органа, ее осуществляющего, определяются специальным законом.
Статья 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах", предоставляющая вышестоящим налоговым органам право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, неприменима к правоотношениям в области государственной регистрации юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции, исходя из иного, не учел, что решение Инспекции является актом уполномоченного в области государственной регистрации органа, а не налогового органа, и поскольку в обязательном порядке влечет внесение тех или иных записей в Единый государственный реестр, действия вышестоящего органа, отменяющие решения нижестоящего органа, не могут быть признаны законными. Оснований разделять указанные действия на отдельные составляющие (и оценивать их отдельно) - административную (право отмены, по мнению апелляционного суда, любого решения нижестоящего органа) и функциональную (недопустимость, по мнению апелляционного суда, таким решением прекращать государственную регистрацию юридического лица) не имелось.
В этой части суд апелляционной инстанции допустил неправильное толкование названных норм материального права, прежде всего пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса.
Вместе с тем, названная ошибка не повлекла принятие неправильного судебного акта, поскольку решение Управления наряду с действиями Инспекции также признано незаконным, нарушающими права заявителя, в результате названных решения и действий утратившим возможность осуществлять свои гражданские права и обязанности (в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра).
Судом апелляционной инстанции также допущена следующая ошибка.
Принятие решения, отменяющего решение Инспекции от 28.08.2013 N 18644А о государственной регистрации, Управление мотивировало ссылками на недостатки в документах, представленных на государственную регистрацию юридического лица.
Однако исходя из того, что оценка доводов апелляционной жалобы Управления, настаивающего на такой мотивировке, требовала оценки судом порядка регистрации юридического лица, то есть выхода за предмет спора, суд апелляционной инстанции не должен был оценивать эти доводы по существу.
Суд апелляционной инстанции в нарушение указанного процессуального правила оценил документы, представленные на государственную регистрацию юридического лица, с точки зрения их соответствия Закону N 129-ФЗ, в связи с чем указанная оценка и выводы подлежит исключению из мотивировочной части постановления апелляционного суда.
При этом изложенное также не привело к принятию неправильного судебного акта, оснований для отмены постановления апелляционного суда в указанной части также не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся основанием безусловной отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А14-13097/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 февраля 2015 г. N Ф10-4968/14 по делу N А14-13097/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4968/14
22.10.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5099/14
07.07.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-13097/13
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-13097/13