Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа Тверской области "Обеспечение правопорядка и безопасности населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы (далее - государственная программа) определяет основные направления повышения безопасности жизнедеятельности населения Тверской области.
2. Объективная ситуация в сфере реализации государственной программы складывается следующим образом.
В период с 2015 по 2018 год наблюдалась положительная динамика сокращения количества зарегистрированных преступлений. Так, в 2015 году на территории Тверской области зарегистрировано 22 926 преступлений, в 2016 году - 20 992 преступления, в 2017 году - 20 051 преступление, в 2018 году 18 581 преступление. Начиная с 2019 года проявилась обратная тенденция, что аналогично ситуации в целом в России. Всего в 2019 году в регионе зарегистрировано 20 732 преступления, что на 5,9% больше, чем за аналогичный период 2018 года. В 2020 году в Тверской области зарегистрировано 21 721 преступление, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2019 года.
Опасным явлением для общества является вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних, в дальнейшем пополняющих ряды преступников. На фоне увеличения количества зарегистрированных преступлений в 2019 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 15,1%. Удельный вес подростковой преступности от всех раскрытых преступлений составил 3,6%. Вместе с тем, по итогам 2020 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло в сравнении с 2019 годом на 25,4%.
Наиболее подвержены социальной дезадаптации дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике Тверской области и правопорядку. Заболеваемость с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании на 100 000 человек населения Тверской области по итогам 2019 года составила 105 человек, или 8,27, что на 51,7% выше, чем в 2018 году (70 человек, или 5,45 на 100 000 человек населения). Первичная заболеваемость наркоманией по Центральному федеральному округу - 9,3, по России - 10,2. Важным фактором сдерживания является профилактика наркомании, особенно в молодежной среде, а также медико-социальная реабилитация наркопотребителей.
Более 20% преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления.
Причинами высокого уровня преступности в Тверской области является ряд обстоятельств объективного и субъективного характера. Географическое положение Тверской области между городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом, самая большая территория среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа способствуют нахождению на территории региона значительно большего количества людей, чем проживает по данным Росстата.
Одной из причин высокого числа преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах, является низкое использование потенциала информационных технологий в охране общественного порядка, а также недостаточное использование потенциала добровольных формирований по охране общественного порядка.
3. Большой экономический и репутационный вред наносят коррупционные правонарушения, посягающие на авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Профилактика коррупционных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Тверской области, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению является приоритетным направлением государственной политики.
4. Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Более 90% всех дорожно-транспортных происшествий в Тверской области в 2019 году связаны с нарушениями водителями транспортных средств Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
За последние три года прослеживается тенденция по увеличению количества дорожно-транспортных происшествий в регионе. Так, в 2017 году в Тверской области зарегистрировано 1 778 дорожно-транспортных происшествий, в 2018 году - 1 857, в 2019 году - 1 992. Число раненых в результате дорожно-транспортных происшествий за последние три года увеличилось с 2 284 в 2017 году до 2 510 - в 2019 году.
Несмотря на общую тенденцию по увеличению количества дорожно-транспортных происшествий в Тверской области, число погибших в их результате снижается. Так, в 2017 году погибло 222 человека, в 2018 году - 205 человек, в 2019 году - 178 человек.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) показатели смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в Тверской области из расчета на 100 000 человек населения в 2017 году составили 14,7 человека, в 2018 году - 13,4 человека, в 2019 году - 9,9 человека. Данные показатели в Центральном федеральном округе составили в 2017 году - 8,9 человека, в 2018 году - 8,6 человека и в 2019 году - 7,8 человека на 100 000 человек населения. Аналогичные общероссийские показатели в 2017 году составили 10,1 человека, в 2018 году - 9,8 человека, в 2019 году - 9,1 человека на указанную расчетную единицу.
По итогам 2019 года число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Тверской области, снизилось на 20,0%.
Система предупреждения опасного поведения участников дорожного движения требует усовершенствования. Улучшения ситуации требует система предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Для Тверской области характерны опасные гидрометеорологические явления (сильные осадки в виде дождей и снегопадов, сильный мороз, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), а также опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах). Опасные природные явления и пожары представляют собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу региона.
За последние три года прослеживается тенденция по снижению смертности населения в результате гибели при чрезвычайных ситуациях, пожарах, на водных объектах в Тверской области. Так, в 2017 году погибло 297 человек, в 2018 году - 280 человек, в 2019 году - 253 человека. Вместе с тем растет количество граждан, получивших травмы в результате указанных деструктивных событий. Так, в 2017 году число травмированных составило 128 человек, в 2018 году - 134 человека, в 2019 году - 142 человека.
Для минимизации социального, экономического и экологического ущерба, наносимого вследствие чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах, необходимо продолжать обеспечивать в регионе работу системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112", укреплять материально-техническую базу Государственной противопожарной службы Тверской области.
6. Современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом остается напряженной. По сведениям Национального антитеррористического комитета, уровень террористической опасности продолжает оставаться высоким, сохраняется угроза совершения террористических актов на всей территории Российской Федерации.
Высокая степень террористической опасности в Тверской области определяется, прежде всего, ее географическим положением: автомобильная и железнодорожная магистрали, проходящие по территории Тверской области, связывают два города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, на территории Тверской области функционирует Калининская атомная станция.
В 2017 году в регионе зафиксировано 15 преступлений террористического характера, в 2018 году - 16 преступлений, в 2019 году - 10 преступлений. Нестабильным остается и количество преступлений экстремистской направленности: в 2017 году - 15 преступлений, в 2018 году- 17 преступлений, в 2019 году - 8 преступлений. Особую обеспокоенность вызывают межнациональные конфликты, риск совершения которых на территории Тверской области высок.
Причинами проявления экстремизма в регионе можно считать недостаточное количество в профилактике возможных угроз проявления экстремизма информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению общественной опасности проявлений терроризма и экстремизма.
7. Важной частью деятельности Главного управления региональной безопасности Тверской области является обеспечение реализации государственных полномочий в области воинской обязанности и права граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.
8. Рассматривая перспективы развития ситуации в сфере реализации государственной программы, следует учитывать, что нестабильность мировой экономики и применение ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации, могут повлечь нестабильность состояния социально-экономической ситуации в стране, усиление влияния существующих и возникновение новых криминогенных факторов. К ним можно отнести рост инфляции, высокий уровень безработицы, снижение уровня общественной морали, высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации, расширение маргинальных слоев, рост социальной напряженности.
Прогнозируется, что в ближайшие 3 - 5 лет неблагоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны, увеличением массива преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальной алкоголизацией и наркотизацией населения, распространением коррупции.
Также в плановом периоде негативное влияние на состояние социально-экономической ситуации в стране могут оказывать последствия аномальных природных явлений.
9. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы, по годам ее реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме по кодам бюджетной классификации и дополнительным аналитическим кодам в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к государственной программе.
10. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.