"1С:Предприятие 8.0" в компьютерном
гипермаркете "Санрайз-Про"
Компания Sunrise является в России одним из ведущих поставщиков компьютерного оборудования, выпускаемого под собственным брэндом, а также комплектующих. В настоящее время компании принадлежит сеть из 25 филиалов во всех крупных городах России. В августе 2004 г. Sunrise открыла на территории торгового центра "Динамо-Станколит" в Москве новый специализированный магазин компьютерной, цифровой и Hi-Fi-техники - гипермаркет "Санрайз-ПРО". Гипермаркет имеет площадь более 2000 квадратных метров. Он включает двухэтажный высокотехнологичный склад, а также торговый зал с терминалами покупателей, кассовыми узлами и информационной стойкой консультантов. Формат магазина смешанный и представляет собой сочетание технологий cash&carry и Интернет-магазина.
Еще до начала строительства гипермаркета его руководство приняло решение о создании эффективной информационной системы для автоматизации бизнес-процессов магазина. Эксперты компании провели исследование рынка информационных технологий, в результате которого было принято решение в качестве ядра информационной системы использовать программный продукт "1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей". Разработчиком информационной системы была выбрана компания "1С-Рарус" (1С:Франчайзи, г. Москва).
Использование функциональных возможностей новой технологической платформы "1С:Предприятие 8.0" позволило создать уникальную информационную систему, рассчитанную на высокую нагрузку. В соответствии с планами владельцев гипермаркета ежедневно магазин должен обслуживать более 2000 покупателей с оформлением 12 000 - 15 000 документов в день. Созданная автоматизированная система включает в настоящее время 134 рабочих места с возможностью масштабирования до 200 рабочих мест и обеспечивает высокоэффективное ведение розничных продаж компьютерной техники и комплектующих. В единую информационную систему "1С:Предприятие 8.0" включены рабочие места директора гипермаркета, 10 менеджеров-консультантов и 10 кассиров, одного бухгалтера, 16 кладовщиков, а также 96 терминалов покупателей.
Для покупателей создан специализированный web-сайт с механизмами доступа к справочнику "Товары" информационной системы. Покупатель формирует заказ с помощью web-интерфейса, при этом для каждого товара предоставляется информация с его описанием и изображением, а также с актуальными данными по остаткам и резервам. Взаимодействие web-интерфейса с серверами "1С:Предприятие 8.0" и SQL выполняется средствами ASP.net через пул COM-соединений. Следует отметить, что терминал покупателя представляет собой специализированный компьютер, состоящий из жидкокристаллического монитора, процессора с сетевой картой, в котором не предусмотрены жесткий диск или какие-либо другие устройства для хранения информации. Терминалы используют платформу Unix и работают под управлением операционной системы Linux. В качестве программного обеспечения на компьютерах терминалов установлен только Интернет-браузер. Для управления терминалами применяются манипуляторы типа "тач-пэд" (сенсорная панель), которые полностью заменяют стандартные клавиатуру и мышь.
Для идентификации покупателей в системе используются бесконтактные смарт-карты, созданные по технологии Philips Mifare. Предусмотрена строгая идентификация клиента, которая обеспечивает надежную защиту от различных случаев мошенничества, связанных с подделкой чеков и других документов. Карта программируется в момент обработки заказа кассиром при помощи считывателя смарт-карт производства фирмы Rosan.
В блоке закупки товаров автоматизированной системы предусмотрена синхронизация данных с данными других офисов компании Sunrise. Поступление товаров в гипермаркет происходит следующим образом. На первом этапе производится загрузка товарных накладных в электронном виде из центральной оптовой базы Sunrise. После фактического прибытия товара выполняется сверка печатной накладной с электронным документом. Затем товары и продукция размещаются по складским секциям. Для регистрации прихода товара и сканирования серийных номеров используются радиосканеры Cipher 1160 Bluetooth, имеющие область покрытия более 30 м.
Схема реализации товаров, предусмотренная в системе, разработана с учетом специфики розничных продаж гипермаркета "Санрайз-ПРО" и оформляется последовательно с помощью нескольких действий. Сначала с помощью web-интерфейса покупатель формирует заказ. После оплаты заказа покупатель получает взамен запрограммированную смарт-карту для получения товара. В это время заказ покупателя распределяется по складским зонам, в которых выполняется подбор товаров для заказа. Сборка заказов производится в зоне выдачи, при этом информация о собранных заказах оперативно появляется на табло. На следующем этапе выполняется сканирование серийных номеров продуктов, формируется, проводится и печатается расходная накладная, оформляется гарантийный талон. После проверки смарт-карты покупателя он получает свой заказ. В процессе эксплуатации системы оказалось, что процесс покупки, начиная с момента оплаты и заканчивая получением товара покупателем, имеет продолжительность всего 7-10 минут. Небольшая продолжительность процесса покупки в результате обеспечивает высокую пропускную способность компьютерного гипермаркета.
Для персонала гипермаркета в информационной системе созданы специализированные интерфейсы, и это позволило разграничить права работников и сделать их работу более удобной. Созданы интерфейсы "Кассир", "Кладовщик", "Сборщик заказов" и "Работник по выдаче заказов". Реализовано также несколько интерфейсов, дополняющих основные интерфейсы системы, такие, как "Операционная касса" и "Табло готовности заказов". Интерфейс "Табло готовности заказов" служит для отображения последних собранных, но еще не выданных заказов. В качестве идентификатора заказа на табло отображается номер смарт-карты, выданной покупателю при оплате заказа.
В системе реализованы синхронизация каталога товаров и обмен документами - подтверждения прихода товаров и отчеты о продажах в розничных ценах - со сторонними SQL-системами с помощью файлов формата XML.
Система "1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей" содержит большой блок типовых отчетов. Помимо типовых в автоматизированную систему включены нестандартные отчеты по мониторингу розничных продаж и времени подбора товаров, необходимые для работников гипермаркета.
Для упрощения работы с системой настроен служебный запуск системы "1С:Предприятия 8.0", так называемый "Робот", периодически совершающий определенные регламентные действия без участия пользователя. С помощью данного режима автоматически выполняется снятие резерва с заказов, которые не оплачены в течение определенного интервала времени, периодически обновляется каталог товаров, загружаются приходные накладные и выгружаются отчеты о продажах. Функциональные возможности блока "Сервис" позволяют оформить операции по приему бракованного товара или товара в ремонт, а также по выдаче денежных средств покупателю за товар, который ему не удалось выдать.
Система адаптирована к работе со следующим торговым оборудованием: фискальные регистраторы штрих ФР-Ф, сканеры штрих-кодов Metrologic MS 5145 Eclipse, Cipher 1160 Bluetooth, табло покупателя DSP 851, денежные ящики CashLuxe 420, детекторы подлинности валюты PRO-12LPM, счетчики банкнот PRO-90A и считыватели смарт-карт Rosan.
В планах дальнейшего сотрудничества компаний "1С-Рарус" и "Санрайз-ПРО" запуск в рабочую эксплуатацию схемы работы под заказ для привилегированных клиентов, настройка управленческого блока в части финансового анализа и планирования, а также сопровождение созданной информационной системы.
А. Заржецкий,
1С:Франчайзи "1С-Рарус"
Контактный телефон (095)250-63-83
"Финансовая газета", N 43, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71