Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения
Плановые показатели развития ЦСВС устанавливаются в целях реализации государственной политики в сфере водоснабжения, направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного снабжения абонентов соответствующими услугами, повышения энергетической эффективности данных систем путём экономного потребления воды и обеспечения развития указанных централизованных систем путём внедрения эффективных форм управления такими системами.
Необходимый минимальный перечень плановых показателей функционирования ЦСВС определён Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 2014 года N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей" и включает:
1) показатели качества воды:
а) доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций или иных объектов централизованной системы водоснабжения в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям, в общем объёме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды (%);
б) доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объёме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды (%);
2) показатели надёжности и бесперебойности водоснабжения - количество перерывов в подаче воды, зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах ЦСВС, принадлежащих организации, осуществляющей ЦВС, в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год (ед./км/г.);
3) показатели эффективности использования ресурсов:
а) доля потерь воды в ЦСВС при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (%);
б) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть (кВт ч/м3);
в) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды (кВт ч/м3).
Значения плановых показателей развития на момент окончания реализации мероприятий, включая целевые показатели и их значения с разбивкой по годам, представлены в таблице 7.1. Детальное обоснование изменения значений каждого показателя приведено в Обосновывающих материалах к Схеме водоснабжения.
Таблица 7.1
Плановые показатели
развития централизованных систем водоснабжения
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Технологическая зона водоснабжения N 1, 2 (город Челябинск, пос. Смолино) | |||||||||||||
Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям* |
% |
0,54% |
0,54% |
0,54% |
0,54% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям* |
% |
4,59% |
4,56% |
4,52% |
4,44% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
0,6% |
0,5% |
0,5% |
Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год |
ед./км |
1,09 |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
1,01 |
0,99 |
0,97 |
0,95 |
0,93 |
0,90 |
0,88 |
0,87 |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (вся зона действия МУП "ПОВВ": город Челябинск + города-спутники) |
% |
24,58% |
25,16% |
25,42% |
25,22% |
24,99% |
24,78% |
24,16% |
23,99% |
23,82% |
23,65% |
23,49% |
23,47% |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть (только город Челябинск) |
% |
22,9% |
23,5% |
23,7% |
23,6% |
23,4% |
23,3% |
23,2% |
23,0% |
22,9% |
22,7% |
22,6% |
22,6% |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/м 3 |
0,399 |
0,399 |
0,399 |
0,399 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
0,407 |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды |
кВт·ч/м 3 |
0,359 |
0,359 |
0,358 |
0,357 |
0,356 |
0,354 |
0,352 |
0,35 |
0,348 |
0,347 |
0,346 |
0,346 |
Технологическая зона водоснабжения N 3 (пос. Аэропорт) | |||||||||||||
Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,7% |
0,6% |
0,6% |
0,5% |
0,5% |
Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год |
ед./км |
9,0 |
9,0 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
6,4% |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/м 3 |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды |
кВт·ч/м 3 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
1,385 |
*Данный показатель определён относительно требований СанПиН 2.1.4.1074-01.
7.1.Показатели качества питьевой воды
7.1.1. Доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям
В процессе очистки (технологическая зона N 1 города Челябинск) на ОСВ обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Качество воды в подземном источнике (технологическая зона N 2 пос. Смолино) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: жёсткость общая - 9,5 мг/дм 3 (норма - 7,0 мг/дм 3), повышенная удельная суммарная альфа-активность 0,75 Бк / кг (норма - 0,2 Бк / кг). Система очистки и обеззараживания отсутствует.
Качество воды в подземном источнике (технологическая зона N 3 пос. Аэропорт) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: жёсткость общая от 9,3 до 10 мг/дм 3 (норма - 7 мг/дм 3), мутность - 1,65 мг/дм 3 (норма - 1,5 мг/дм 3), железо от 0,36 до 0,59 мг/дм 3 (норма - 0,3 мг/дм 3). Система очистки и обеззараживания отсутствует.
По гарантирующим организациям на 2017 год доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям:
1. МУП "ПОВВ" (технологическая зона N 1, 2 города Челябинск и пос. Смолино): 0,5 %;
2. МУП "ПОВВ" (технологическая зона N 3 пос. Аэропорт): 100 %.
С учётом реализации мероприятий по переключению водоснабжения пос. Смолино на водоснабжение от ОСВ и строительству сооружения по умягчению и обезжелезиванию воды в пос. Аэропорт в перспективе доля проб питьевой воды, подаваемой в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям оценивается в 0 %.
Данный показатель определён относительно требований СанПиН 2.1.4.1074-01. В случае применения требований ГН 2.1.5.1315-03 возможно изменение значений показателя (концентрация хлороформа).
7.1.2. Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям
В технологической зоне N 1 (город Челябинск) в процессе транспортировки обеспечивается в целом соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01), однако присутствуют проскоки по органолептическим и микробиологическим показателям. На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 1,1 %.
В технологической зоне N 2 (пос. Смолино) в процессе транспортировки не обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01). Имеются нарушения по физико-химическим (жёсткость воды) и радиологическим показателям (альфа-активность). На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 100 %.
В технологической зоне N 3 (пос. Аэропорт) в процессе транспортировки не обеспечивается соответствующее гигиеническим нормативам качество воды (СанПиН 2.1.4.1074-01). Имеются нарушения по физико - химическим показателям: жёсткость, мутность, железо. На 2017 год доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, составляет 100 %.
Доля неудовлетворительных проб питьевой воды в сети не может быть ниже чем доля неудовлетворительных проб питьевой воды, подаваемой в сеть и не прогнозируется ниже 0,5 % в связи с влиянием ряда факторов:
1) водопроводные сети имеют высокий износ, а прогнозируемая перекладка не охватывает весь объём сети;
2) объединённый хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод в отдалённых районах (частный сектор, окраины города) предусматривает намного больший расход воды для постоянного водообмена, чем приходится в действительности. Малый расход воды обуславливает появление застойных зон и ухудшение качества воды, особенно в жаркую погоду.
Количество неудовлетворительных проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети уменьшается в соответствии с вводом в эксплуатацию новых станций водоподготовки и ежегодной перекладкой водопроводных сетей.
7.2. Показатели надёжности и бесперебойности водоснабжения
7.2.1. Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год
Высокий износ трубопроводов водоснабжения обуславливает большое количество перерывов в подаче воды на сетях. Удельное количество перерывов в подаче воды в расчёте на протяжённость водопроводной сети в год в 2017 году составило 1,09 ед./км. Количество перерывов в подаче воды за 2017 год составляет около 1,9 тыс.
Количество перерывов в подаче воды на перспективу изменяется в зависимости от объёма нового строительства сетей и запланированного объёма перекладки водопроводных сетей согласно оценке влияния степени износа сетей на аварийность. Прогнозируется снижение показателя до 0,87 ед./км.
7.3. Показатели эффективности использования ресурсов
7.3.1. Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды
Согласно информации МУП "ПОВВ" (служебная записка от 29.08.2018 N 03-215), к расчёту приняты расходы электроэнергии объектами следующих систем:
1. Подъём воды насосными станциями первого подъёма;
2. Подача воды насосными станциями второго подъёма;
3. ОСВ (технология).
Значение показателя на базовый 2017 год составляет 0,399 кВт·ч/м 3 (здесь и далее в расчётах принято значение отпуска воды за 2017 год 151 103 тыс. м 3).
Настоящей работой предусмотрены мероприятия по большинству приведённых выше систем. Результирующее влияние основных программных мероприятий на удельное потребление электроэнергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды на единицу объёма воды, отпускаемой в сеть:
1. Снижение потребления электроэнергии за счёт оптимизации гидравлической схемы, установки преобразователей частоты на насосные агрегаты НС N 12;
2. Снижение потребления электроэнергии за счёт строительства новой современной насосной станции N 21 с меньшим напором (только при реализации мероприятия по реконструкции водовода на город Копейск);
3. Снижение потребления электроэнергии за счёт оптимизации гидравлической схемы, замены насосных агрегатов с требуемыми для перспективного развития города параметрами, установки преобразователей частоты на насосные агрегаты НС N 22;
4. Увеличение потребления электроэнергии на ОСВ вследствие внедрения ультрафиолетового обеззараживания воды (увеличение на 30 Вт/м 3 отпускаемой воды) и внедрения очистки промывной воды (увеличение на 50 Вт/м 3, пропущенной через блок очистки промывной воды).
По итогам расчётов можно прогнозировать незначительное увеличение показателя на величину 2,1 % относительно базового 2017 года, до 0,407 кВт·ч/м 3.
Ввиду того, что на перспективу в технологической зоне N 3 пос. Аэропорт планируется применение систем водоочистки, то удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды в данной зоне, увеличится на 0,5 кВт·ч/м 3.
7.3.2. Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды
С целью расчёта значений показателя "Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объёма транспортируемой воды" в настоящей работе используется структура потребления электрической энергии, принятая на МУП "ПОВВ".
Значение показателя на базовый 2017 год при данном распределении составляет 0,359 кВт·ч/м 3 (здесь и далее в расчётах принято значение отпуска воды за 2017 год 151 103 тыс. м 3).
Настоящей работой предусмотрены мероприятия по ряду насосных станций. В таблице ниже приведено результирующее влияние основных программных мероприятий на удельный расход электроэнергии на единицу объёма транспортируемой воды.
Следует отметить, что за последние годы (по анализу ретроспективы за последние 5 лет) МУП "ПОВВ" добились значительного повышения энергоэффективности процесса транспортировки воды за счёт планомерного выполнения следующих основных мероприятий:
1. Понижения давления в сети водоснабжения, вследствие снижения водопотребления после установки общедомовых приборов учёта;
2. Оснащение большинства насосных станций преобразователями частоты;
3. Оптимизации процесса подачи воды абонентам исходя из суточной неравномерности водопотребления (программирование необходимых значений напора в диктующих точках с учётом дней недели и часов).
Дальнейшая оптимизация потребления электроэнергии на транспортировку воды возможна путём выполнения следующих мероприятий:
1. Улучшение гидравлики насосных станций (исключение избыточных потерь на трубопроводной арматуре, внезапных изменениях диаметров труб, снижение кавитации за счёт ревизии/изменения всасывающей стороны насосных агрегатов, замена старых изношенных труб и арматуры на новые);
2. Замена насосных агрегатов на новые, с высоким КПД и подходящим под потребности конкретной насосной станции с учётом перспективного изменения расхода воды. Применение преобразователей частоты на оборудовании с сильно завышенными характеристиками даёт снижение общего КПД насосной станции, особенно при поддержании низких оборотов вращения двигателей. Согласно проведённому экспресс-анализу режимов работы насосных станций (в среднем за год), имеется некоторое число станций с работой агрегатов на частоте ниже 25 Гц, что снижает КПД и увеличивает вероятность поломки насосного агрегата;
3. Дальнейшее развитие системы мониторинга параметров работы насосных станций.
Влияние мероприятий по реконструкции сетей водоснабжения на данный показатель в настоящей работе не рассматривается вследствие отсутствия объективных данных по шероховатости и степени зарастания трубопроводов в настоящее время, а, следовательно, и динамики их изменениях при продолжении эксплуатации сетей.
Понимая, что основной эффект от реализации данных мероприятий может быть получен на основных насосных станциях, в настоящей работе предусмотрены пообъектные мероприятия по ним и общие мероприятия по малым насосным станциям.
По итогам расчётов можно прогнозировать незначительное снижение показателя на величину 3,4 % относительно базового 2017 года, до 0,346 кВт·ч/м 3.
7.3.3. Доля потерь воды при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть
Уменьшение потерь в связи с реконструкцией (перекладкой, санацией, реновацией, капитального ремонта) существующих водопроводных сетей и водоводов, а также выявлением незаконных врезок и подключений к сетям водоснабжения. Общая длина на реконструкцию водопроводных сетей:
D y50-1200 мм, L общ. = 530 км.
Изменение потерь воды только по городу Челябинску прогнозируется с 22,9 % до 22,6 % к 2028 году. В целом по МУП "ПОВВ" изменение потерь воды прогнозируется с 24,6 % до 23,5 % к 2028 году.
Следует отметить, что в абсолютном исчислении потери воды снижаются значительно (на 14 %), но прогнозируемое уменьшение реализации воды практически "удерживает" значение доли потерь воды при транспортировке на одном уровне.
7.4. Показатели качества обслуживания абонентов
К показателям качества обслуживания абонентов относятся только количество удовлетворённых заявок потребителей на подключение к системам водоснабжения. В рамках схемы водоснабжения прогнозируется, что к 2028 году неудовлетворённых заявок от потребителей на подключение к системам водоснабжения не будет.
7.5. Соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности
Реализация мероприятий по совершенствованию системы водоснабжения предполагает:
1) строительство и реконструкцию водопроводных сетей;
2) реконструкцию очистных водопроводных сооружений;
3) модернизацию насосных станций;
4) строительство станции водоподготовки.
Реализация мероприятий позволит улучшить качество подаваемой воды и снизить затраты на обслуживание системы водоснабжения. Общая стоимость реализации данных мероприятий составляет более 30 млрд. руб.
7.6. Иные показатели, установленные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ
Иные показатели деятельности ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не установлены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.