Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ рисков реализации муниципальной программы
1. Анализ современного образования в Златоустовском городском округе (далее - округ, ЗГО) с учетом результатов реализации муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики Златоустовского городского округа" (далее - муниципальная программа) свидетельствуют о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития Златоустовского городского округа, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
В рамках муниципальной программы отработан эффективный механизм финансирования отрасли, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития отрасли.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных организаций, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате формируется сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
2. В системе дошкольного образования функционируют 70 организаций и в 2-х общеобразовательных организациях функционируют группы, реализующие программы дошкольного образования. Услугами дошкольного образования охвачено 10 310 детей.
В системе дошкольного образования сохранена сеть групп коррекционной и специальной оздоровительной направленности. Данный вид услуг оказывается в 173 группах с охватом 2 042 ребенка (18,8%), в том числе 95 детей-инвалидов. Детям обеспечивается коррекция слуха и зрения, решаются проблемы интеллектуального развития ребенка, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития. Во всех детских садах округа ведется коррекция речи детей. Работает сеть групп для часто и длительно болеющих детей и детей с аллергопатологией.
Охват детей коррекционными и оздоровительными услугами составляет соответственно 99% и 89 % от числа нуждающихся.
Функционирует 25 групп для детей раннего возраста, 109 групп социальной направленности, 7 групп работает в режиме круглосуточного пребывания.
1960 детей или 18,1% посещают детский сад на льготных условиях. На 46 детей - инвалидов родители получают компенсацию затрат по организации воспитания и обучения детей на дому (за счет средств областной субвенции).
В целом, в системе дошкольного образования на конец 2016 года содержалось 10 855 детей. Охват детей дошкольным образованием составил 87,6 %. Доля детей 3 -7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составляет 95,5 %.
Учитывая динамику снижения рождаемости детей в Златоустовском городском округе, МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО решает задачи создания дополнительных мест из расчета 10 мест в год.
Требует комплексного решения лицензирование медицинских кабинетов дошкольных образовательных организаций. Из 72 организаций 55 имеют лицензию медицинских кабинетов, у 7 организаций нет медицинских кабинетов. 10 дошкольных учреждений должны провести лицензирование медицинских кабинетов, что требует значительных финансовых средств.
3. Стратегической задачей развития дошкольной системы в округе является не просто повышение доступности дошкольного образования, а обеспечение доступности качественного дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Все плановые общегородские мероприятия, в том числе конкурсные, направлены на создание условий обеспечивающих укрепление материально-технической базы детских садов, повышение качества методического обеспечения образовательного процесса, создание доступной, развивающей среды учреждения, повышение профессионализма и творческого потенциала кадров.
Ключевая роль в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС отводится кадрам, их обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов и руководителей ДОО. Эти направления реализуются через привлечение региональных организаций профессионального и дополнительного образования, через управленческие механизмы, как эффективный контракт с системой оценки сложности руководства, системы стимулирования по итогам оценки эффективности. Данные механизмы направлены и на качественное исполнение муниципальных услуг.
4. В отрасли функционирует 22 организации общего образования, 9 структурных подразделений (19 средних школ, 1 начальная общеобразовательная школа, Центр образования, школа - интернат N 31).
Число учащихся общеобразовательных организаций в 2017 году увеличилось и составило 17 099 учащихся (737 классов). В 5-ти школах функционируют классы (коррекционного) специального образования.
5. Единый государственный экзамен является основной формой объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных организаций округа. 573 выпускника проходили итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования. Успешно прошли государственную итоговую аттестацию 566 человек, что составляет 98,78%. Из них 71 выпускник закончил школу с отличием, обучающиеся получили медали "За особые успехи в учении".
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, за отчётный период 2017 года составила 1,22%.
Для сохранения достигнутых позиций и усиления работы в данном направлении необходимо продолжить развитие профильного обучения при подготовке учащихся к единому государственному экзамену, работу по организации летней интенсивной образовательной практики для одаренных и высокомотивированных детей, а также спланировать курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений по проблемам качественной подготовки к ЕГЭ.
6. Доля детей, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту, в общей численности учащихся образовательных организаций составляет 64,6%. Однако, введение Федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего и среднего общего образования в 2018-2020 гг. требует дальнейшего обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием.
Доля обучающихся во вторую смену в образовательных организациях округа уменьшилась за последние три года и составляет 13,68%. МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО проводит целенаправленную работу по снижению количества обучающихся во 2 смену. В 2017 году 86,32% учащихся занимаются в 1 смену.
7. В округе организована работа по предоставлению образовательных услуг детям-инвалидам. По состоянию на 01.12.2017 года в общеобразовательных организациях ЗГО обучается 196 детей-инвалидов. Образовательные услуги дети - инвалиды получают в общеобразовательных школах, в школе-интернате N 31, на дому и дистанционно.
Дистанционное обучение детей-инвалидов в 2017-2018 учебном году осуществляется для 7 обучающихся. В образовательных учреждениях продолжается работа по созданию безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
За отчётный период доля обучающихся, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности составляет 39%: в апробации и внедрении моделей проведения процедур оценки качества начального образования (региональное исследование качества образования начального общего образования (РИКО НОО) участвовали обучающихся 4-х классов; во всероссийских проверочных работах принимали участие обучающиеся в 4, 5 и 10-11-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру, истории, биологии, физике, географии. В соответствии с реализацией мероприятий Государственной программы "Развитие образования в Челябинской области" на 2014-2017 гг. 616 десятиклассников участвовало в проведении областной контрольной работы по химии, 611 - по биологии.
8. Дополнительное образование детей - это необходимое звено в воспитании многогранной личности. В 5 муниципальных учреждениях дополнительного образования занимаются 13 410 детей в Домах, Центрах и Дворцах детского творчества, реализуется более 200 образовательных программ различных направленностей: технической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественной, социально - педагогической. Ежегодно победителями и призерами в интеллектуальных и творческих конкурсах становятся более 2000 школьников.
9. Городской площадкой, обеспечивающей участие одарённых воспитанников в интеллектуальных конкурсах и конференциях различных уровней, является научное общество учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского творчества" (далее - "Дворец детского творчества").
Другое основополагающее направление деятельности "Дворца детского творчества" - экологическое воспитание школьников. Центр экологов "Дворца детского творчества" - одна из основных площадок для реализации программы экологического воспитания "За чистый город".
На протяжении многих лет "Дворец детского творчества" - центр профилактики безопасного поведения детей на дорогах. 29 отрядов юных инспекторов дорожного движения из образовательных организаций округа обеспечивают школьникам и жителям ЗГО участие в социальных акциях, рейдах, конкурсах и соревнованиях.
10. Педагогический коллектив муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детства и юношества" (далее - "Дом детства и юношества") уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Большой популярностью пользуются конкурсы патриотической песни "Краповые береты" и "Нам дороги эти позабыть нельзя". Одним из ведущих направлений деятельности учреждения является развитие лидерского движения и ученического самоуправления среди учащихся школ округа. "Дом детства и юношества" координирует деятельность Союза детско-юношеских организаций "Горный Урал".
11. Более 600 участников объединил проект муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" (далее - "Дом детского творчества") "Город безопасный для детей". Второе значимое направление этого учреждения - проект "Дети. Творчество. Ветераны", при реализации которого осуществляется связь поколений, происходит вовлечение в творческий процесс ветеранов и детей различного возраста.
12. Приоритетное направление деятельности муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" (далее - "Центр эстетического воспитания детей") - художественное творчество, в котором это учреждение достигло значительных успехов. Расширению границ художественного творчества способствовала инициатива развития движения черлидеров в Златоустовском городском округе. Совместно с Федерацией черлидинга Челябинской области "Центр эстетического воспитания детей" был организатором областных соревнований по черлидингу, а затем и I фестиваля по черлидингу в округе. "Центр эстетического воспитания детей" известен в округе проведением таких больших конкурсов детского творчества, как "Путь к звездам" и "Маленькие звезды".
13. В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр юных техников" (далее - "Центр юных техников" разработана программа "Едем, плаваем, летаем", цель которой - поддержка и развитие техносферы в Златоустовском городском округе. В рамках программы организуются и проводятся городские конкурсы "Неделя науки и техники"; первенства и соревнования по картингу и кроссу на квадроциклах; по авиамоделированию; мастер - классы, муниципальные этапы международных состязаний легороботов и олимпиада по начальному техническому моделированию
В школах работают педагоги дополнительного образования, которые организуют для детей кружки и секции. Внеурочной деятельностью в общеобразовательных организациях охвачено более 10 тысячи учащихся.
14. Оздоровление детей - приоритетное направление деятельности муниципального автономного учреждения "Центр отдыха и оздоровления детей "Лесная сказка" (далее - "Центр отдыха и оздоровления детей "Лесная сказка"), которое осуществляется в рамках весенних, летних, осенних и зимних каникул.
15. В округе первую, высшую квалификационную категорию имеют - 213 педагогов, эффективно использующие на сегодняшний день современные образовательные технологии, в том числе и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Общая численность учителей составляет 953 чел. В процентном соотношении это составляет - 22,3 %. Показатель доли учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, позволяет определить готовность образовательного учреждения к работе в условиях реализации ФГОС общего образования и обеспечить управление профессиональным ростом персонала образовательной организации в условиях новых государственно-общественных требований к профессиональной компетентности педагогического персонала. За отчетный период 271 человек обучились по новым адресным моделям повышения квалификации по разным программ обучения, что составляет 28,4% от общей численности учителей. Доля педагогов с соответствующим образованием составляет 100%. Процесс непрерывности профессионального роста руководителей и педагогов организован через курсы повышения квалификации, активизацию инновационной деятельности учителей, использование дистанционных, модульных, очно - заочных форм обучения.
16. Профессиональный стандарт педагога содержит основные требования к функциям, профессиональной деятельности педагога, его умениям, знаниям. Профстандарт позволяет самому работнику оценить насколько он соответствует занимаемой должности, а руководителю персонифицировать направление повышения квалификации сотрудников.
17. Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, в возрасте от 14 до 30 лет, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из стратегических ориентиров является развитие человеческого потенциала, составная часть которого - молодежная политика.
Молодежная политика является составной частью Стратегии социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года и направлена на создание необходимых условий для гармоничного развития молодежи и для их ответственного участия в развитии округа.
Общая численность молодежи в Златоустовском городском округе в возрасте от 14 до 29 лет - 34 433 человека по состоянию на 01.01.2017 г., что составляет 20 % от численности всего населения округа. Студенты, обучающиеся в средне-специальных и высших учебных заведениях составляют 6 377 человека.
Ежегодно более 600 несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет работают в каникулярный период. Каждый год в округе принимается подпрограмма по летнему отдыху и оздоровлению детей, увеличивается количество молодых людей, стремящихся к повышению уровня образования, происходит стабилизация роста негативных явлений в молодежной среде.
Вместе с тем продолжается увеличение процента миграции населения из округа в другие города России. Ежегодный отток составляет более 2% людей, большинство из них - молодежь.
Многие молодые люди округа работают вахтовым методом в других регионах России. Немногочисленна молодежь, которая имеет собственный бизнес. Наблюдается тенденция "оседания" талантливой молодежи, получившей квалифицированное образование, в центральных городах России.
18. Таким образом, перед МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО и образовательными организациями стоят следующие задачи:
1) модернизация образования как института социального развития;
2) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
3) совершенствование организации мероприятий с детьми и молодёжью гражданско-патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального и творческого характера;
4) развитие моделей и форм вовлечения молодёжи во временную трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения.
Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом муниципальной программы.
Вместе с тем, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения. В том числе дистанционно.
Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохраняются, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие округа, региона и страны в целом.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
19. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2030 года, стратегической целью является рост благосостояния и качества жизни населения.
В ходе реализации муниципальной программы возможно возникновение некоторых рисков, приводящих к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных целей и задач муниципальной программы.
20. К основным рискам реализации муниципальной программы следует отнести финансовые.
Сокращение объемов финансирования муниципальной программы из федерального и областного бюджетов, а также дефицит средств местного бюджета могут привести к финансированию муниципальной программы в неполном объеме.
21. Для предотвращения и минимизации данных рисков планируется принять определенные меры:
организовать мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы и выполнения муниципальной программы в целом, позволяющий своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании средств и ресурсов муниципальной программы;
провести экономический анализ использования ресурсов муниципальной программы, обеспечивающий сбалансированное распределение финансовых средств на реализацию основных мероприятий муниципальной программы в соответствии с ожидаемыми результатами, а также позволяющий определить меры по привлечению внебюджетных ресурсов.
При реализации муниципальной программы могут возникнуть непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Златоустовского городского округа и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Для минимизации непредвиденных рисков будет осуществляться прогнозирование реализации муниципальной программы с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Кроме того, существует социальный риск, связанный с низкой информированностью образовательного сообщества, а также общества в целом, о ходе реализации муниципальной программы. Если социально-экономические последствия выполнения мероприятий не будут понятны общественности, то в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой муниципальной программе, так и к отдельным ее элементам.
Для предотвращения и минимизации социального риска планируется организовать широкое привлечение общественности и образовательного сообщества к обсуждению проекта муниципальной программы, к реализации и оценке ее результатов, а также обеспечить публичность отчетов и итогового доклада о ходе реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.