В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 30 декабря 2020 г. N 806-П
Государственная программа
Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"
Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан и утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. N 16) национальный проект "Наука".
Целями национального проекта "Наука" является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития; обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов", является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия), определены следующие задачи:
1) задачей стратегического приоритета "Кадры мирового уровня" является консолидация усилий и ресурсов предпринимательства, науки, образовательных организаций для реализации программы подготовки кадров мирового уровня;
2) задачами основного направления развития научно-инновационной сферы Челябинской области являются:
создание условий для закрепления молодых кадров в Челябинской области, в том числе за счет повышения престижа высшего профессионального образования;
формирование научным сообществом при участии органов исполнительной власти Челябинской области направлений научных исследований, приоритетных для Челябинской области;
содействие проведению в Челябинской области региональных конкурсов, учрежденных федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований".
Эти задачи соответствуют основным направлениям развития и приоритетам федеральной политики в сфере науки, обозначенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Федеральном законе от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В соответствии с указанными документами приоритетами в вопросах развития науки являются:
1) развитие интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями реального сектора экономики;
2) консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства;
3) создание условий для развития конкурентоспособных направлений фундаментальных научных исследований;
4) сохранение и развитие интеллектуального потенциала, повышение мотивации к научной, творческой и инновационной деятельности;
5) развитие механизмов стимулирования молодых ученых и специалистов к осуществлению эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2. В Челябинской области 62 организации выполняют научные исследования и разработки.
Тенденция к увеличению численности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, свидетельствует об активизации инновационных процессов в реальном секторе экономики Челябинской области, об усилении интереса руководства предприятий к проектированию передовых образцов техники и технологии.
Основу функционирования региональной научной системы составляет кадровый потенциал.
На конец 2019 года численность персонала, занятого исследованиями и разработками, возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 438 человек, или на 2,9 процента, и составила 15600 человек (в 2018 году - 15162 человека). Уровень численности научных кадров в расчете на 10 тыс. среднегодовой численности занятых в экономике составил в 2019 году 149 человек (в 2018 году - 144 человека).
В составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, снизилась доля специалистов высшего звена (исследователей и техников), при этом возросла доля вспомогательного и прочего персонала. На конец 2019 года доля численности исследователей в общей численности научных работников составила 45,9 процента (в 2018 году - 48,3 процента), техников - 7,5 процента (в 2018 году - 7,7 процента), вспомогательного персонала 27,3 процента (в 2018 году - 25,8 процента), прочего персонала - 19,3 процента (в 2018 году - 18,2 процента).
В качестве персонала, занятого исследованиями и разработками, трудится 1189 человек, имеющих ученую степень, из них 925 человек (77,8 процента) - кандидаты наук и 264 (22,2 процента) - доктора наук. По сравнению с 2018 годом число кандидатов наук увеличилось на 25 человек или на 2,8 процента, при этом докторов наук стало меньше на 10 человек (на 3,6 процента).
Основными формами подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются аспирантура на базе высшего образования и докторантура. На конец 2019 года в Челябинской области подготовку всех аспирантов вели 12 образовательных организаций высшего образования. На конец 2019 года в аспирантуре обучалось 1344 человека - это на 129 человек (на 8,8 процента) меньше показателя предыдущего года. Число докторантов сократилось за год более чем вполовину (на 14 человек) и составило на конец 2019 года 12 человек.
Основные показатели развития науки представлены в таблице:
|
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки |
62 |
65 |
62 |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками |
15167 |
15162 |
15600 |
Численность аспирантов |
1525 |
1473 |
1344 |
Численность докторантов |
29 |
26 |
12 |
Внутренние затраты организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, на научные исследования и разработки, в 2019 году уменьшились на 0,3 процента по сравнению с предыдущим годом и составили 21373,1 млн. рублей. В составе внутренних затрат организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, на научные исследования и разработки, текущие внутренние затраты заняли основную долю - 87,3 процента (в 2018 году - 77,7 процента). Как и в предыдущие годы, основным источником финансирования внутренних затрат остаются средства федерального бюджета, на их долю приходилось 77,8 процента объема внутренних затрат (в 2018 году - 77,4 процента).
Объем научных исследований и разработок составил в 2019 году 36897,0 млн. рублей. Собственными силами организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Челябинской области, выполнено 71,8 процента объема работ (26496,4 млн. рублей).
На развитие научной деятельности в 2019 году было направлено 3042,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, их доля в общем объеме инвестиций составила 1,3 процента (в 2018 году - 2,5 процента).
В Челябинской области реализован ряд мер, направленных на создание условий для развития научной деятельности:
1) заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Правительством Челябинской области и Правительством Курганской области в целях реализации на территории Уральского федерального округа национального проекта "Наука";
2) заключено соглашение между Правительством Челябинской области и федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований;
3) сформирован научно-практический кластер ядерной медицины с собственными разработками;
4) действуют Совет при Губернаторе Челябинской области по вопросам высшего образования и науки, Совет молодых ученых и специалистов Челябинской области, Совет ректоров образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Челябинской области.
Развитие научно-технической сферы сдерживается следующими факторами:
1) снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, численности аспирантов и докторантов;
2) значительное число разрабатываемых исследований и разработок находятся на стадии экспериментальных образцов и требуют дополнительных мер государственной поддержки;
3) недостаточная информированность общества о разработках, фундаментальных и прикладных исследованиях, что мешает привлечению потенциальных инвесторов и внедрению инновационных продуктов в производство;
4) инфраструктура научно-образовательного и технологического развития находится на этапе становления.
3. Существующие факторы, сдерживающие развитие научно-технической сферы, требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Государственная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед сферой науки Челябинской области в 2021 - 2024 годах. В целях формирования настоящей государственной программы используются следующие понятия:
ученый - физическое лицо, осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность.
Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь следующих результатов:
1) увеличение количества фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, проводимых с использованием средств областного бюджета, до 30 единиц;
2) увеличение количества ученых, работающих в научных организациях, организациях, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность, зарегистрированных на территории Челябинской области, признанных победителями областных конкурсов в сфере науки, до 35 человек.
В целях развития науки в Челябинской области необходимо развивать интеграцию образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперацию с организациями, осуществляющими деятельность в приоритетных отраслях экономики, а также стимулировать научную деятельность путем предоставления финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки.
Принимаемые органами исполнительной власти Челябинской области меры государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований позволят создать научно-образовательную и технологическую базы для проведения фундаментальных и прикладных исследований и разработок, а также укрепить кадровый состав научной сферы региона на долгосрочную перспективу.
4. Необходимость реализации государственной программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для развития науки в Челябинской области.
Раздел II. Основная цель (основные цели) и задачи государственной программы
5. Целью государственной программы является поддержка и развитие фундаментальной и прикладной науки по приоритетным направлениям научно-технологического развития в Челябинской области.
Для достижения целей государственной программы необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий для проведения в Челябинской области фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок путем консолидации усилий и ресурсов государства, предпринимательства, науки, образовательных организаций;
2) создание условий для привлечения и закрепления в Челябинской области ученых.
Раздел III. Перечень мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий государственной программы представлен в приложении 1 к государственной программе.
Раздел IV. Организация управления и механизм выполнения мероприятий государственной программы
Ответственным исполнителем государственной программы является Минобрнауки Челябинской области. Соисполнителем государственной программы является Минпром Челябинской области.
Текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем - Минобрнауки Челябинской области, который выполняет следующие функции:
1) обеспечивает разработку, согласование, утверждение и реализацию государственной программы, осуществляет внесение изменений в нее в установленном законодательством порядке, а также несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) и конечных результатов государственной программы и эффективное использование бюджетных средств;
2) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для формирования государственной программы, подготовки плана реализации (внесения изменений в план реализации), ежегодного мониторинга государственной программы, годового отчета о ходе реализации государственной программы;
3) разрабатывает и утверждает план реализации программы и внесение изменений в него, а также в течение 10 рабочих дней со дня утверждения обеспечивает его размещение на официальном сайте ответственного исполнителя в сети Интернет;
4) осуществляет один раз в 10 рабочих дней мониторинг реализации государственной программы и принимает меры, обеспечивающие выполнение мероприятий и контрольных событий государственной программы, освоение средств и достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы;
5) ежеквартально (за исключением IV квартала) за I квартал до 1 мая, за II и III кварталы до 16 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает информацию по мониторингу реализации государственной программы;
6) в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, подготавливает годовой отчет о ходе реализации государственной программы.
Минпром Челябинской области:
1) реализует мероприятие государственной программы, в отношении которого оно является соисполнителем;
2) представляет в установленный срок Минобрнауки Челябинской области необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Челябинской области, а также отчет о ходе реализации мероприятия государственной программы;
3) представляет Минобрнауки Челябинской области информацию, необходимую для подготовки годового отчета;
4) реализует мероприятие государственной программы в рамках своей компетенции.
Реализация государственной программы осуществляется:
1) путем предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям;
2) путем предоставления выплат физическим лицам;
3) путем предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Основанием для реализации государственной программы являются следующие соглашения:
1) от 13.01.2020 г. N 11-282-к "О проведении совместных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований и конкурсов проектов организации российских и международных научных мероприятий", заключенное между Министерством образования и науки Челябинской области и федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований";
2) от 09.07.2019 г. N 107 "О сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Правительством Челябинской области, Правительством Курганской области".
Управление и контроль за реализацией государственной программы осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Челябинской области.
Бюджетные средства для реализации государственной программы предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели на очередной финансовый год, доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Минобрнауки Челябинской области организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста государственной программы и информации о ходе ее реализации.
Раздел V. Ожидаемые результаты реализации государственной программы и их обоснование
Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения
о целевых показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях
Обоснование ожидаемых результатов реализации государственной программы включает:
1) сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми показателями (индикаторами) государственной программы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Сведения
о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми показателями (индикаторами) государственной программы
2) обоснование состава и значений соответствующих целевых показателей (индикаторов) государственной программы, источник получения информации о данных целевых показателях (индикаторах) и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Обоснование состава и значений соответствующих целевых показателей (индикаторов) государственной программы, источник получения информации о данных целевых показателях (индикаторах) и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение
Раздел VI. Финансово-экономическое обоснование государственной программы
Финансово-экономическое обоснование государственной программы приведено в приложении 2 к настоящей государственной программе.
Приложение 1
к государственной программе
Челябинской области
"Развитие науки
в Челябинской области"
Перечень
мероприятий государственной программы
Приложение 2
к государственной программе
Челябинской области
"Развитие науки
в Челябинской области"
Финансово-экономическое обоснование государственной программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 30 декабря 2020 г. N 806-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие науки в Челябинской области"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 31 января 2024 г. N 49-П
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 4 августа 2023 г. N 421-П
Изменения вступают в силу с 9 августа 2023 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 26 июня 2023 г. N 347-П
Изменения вступают в силу с 27 июня 2023 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 15 февраля 2023 г. N 119-П
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2023 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 19 декабря 2022 г. N 744-П
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 14 ноября 2022 г. N 647-П
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 4 июля 2022 г. N 388-П
Изменения вступают в силу с 6 июля 2022 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 31 марта 2022 г. N 179-П
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2022 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 27 декабря 2021 г. N 700-П
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 10 декабря 2021 г. N 642-П
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2021 г.