г.Калуга |
|
4 июля 2013 г. |
Дело N А68-9780/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 04.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Шогин и Партнеры" (300012, г. Тула, проспект Ленина, д. 85, оф. 306, ОГРН 1087154035528, ИНН 7107511635) |
- Шогина В.А. - директора (решение от 01.09.2011, выписка из ЕГРЮЛ от 24.04.2013, паспорт); |
от Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (300041, г.Тула, ул.Колетвинова, д. 6, ОГРН 1027100964945, ИНН 7107033629) от 3-го лица: Борисовой Л.В. |
- Левиной Н.М. - представителя (доверенность от 09.01.2013 N Д-3); - Чудесновой В.Г. - представителя (доверенность от 09.01.2012 N Д-6);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.11.2012 (судья Кривуля Л.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (судьи Тимашкова Е.Н., Байрамова Н.Ю., Стаханова В.Н.) по делу N А68-9780/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шогин и Партнеры" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - учреждение, фонд), выразившихся в отказе в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 64052,8 рублей и пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в сумме 33501,64 рублей, что отражено в актах проверки от 27.05.2011 N 2975 и от 24.10.2011 N 6889р.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2012 решение суда от 15.03.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2012 указанные выше судебные акты отменены, дело направлено в Арбитражный суд Тульской области на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо было выяснить выполнялись ли Борисовой Л.В. работы, за которые выплачены ей премии.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные решение и постановление судов, считая судебные акты незаконными, поскольку выводы судов обеих инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат требованиям действующего законодательства и не доказаны материалами дела, ввиду чего учреждение просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судом, общество обратилось в государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением от 22.04.2011 о возмещении денежных средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 155994,27 рублей и с заявлением от 20.10.2011 о возмещении денежных средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 158265,77 рублей.
Учреждением проведены камеральные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которых составлены акты от 27.05.2011 N 2975 и от 24.10.2011 N 6889р
По результатам рассмотрения камеральных проверок обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 64052,8 рублей и 33501,64 рублей соответственно.
Основанием для отказа в возмещении расходов послужил вывод фонда о создании искусственной ситуации для получения пособия по беременности и родам в повышенном размере. Фонд указал, что из расчетного листка нетрудоспособности следует исключить необоснованно выплаченные премии Борисовой Л.В. премий в 2010 году в сумме 55 тыс. рублей и за январь 2011 года в сумме 15 тыс. рублей.
Не согласившись с данными отказами учреждения, общество оспорило их в арбитражном суде.
Суды обеих инстанций, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу об отсутствии у фонда бесспорных доказательств злоупотребления страхователем правом на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения из средств фонда и, в связи с этим удовлетворили заявленные обществом требования.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо в силу части 5 статьи 13 указанного Закона представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если в целях налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а в силу пункта 4 постановления N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из анализа вышеуказанных нормативных актов и постановления N 53 следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание обществом искусственной ситуации для получения средств названного фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Суды обеих инстанций, оценив представленные сторонами доказательства согласно положениям, определенным статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что страхователем соблюдены требования, необходимые для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: страховые взносы им уплачены, доказана реальность трудовых отношений и фактическое выполнение застрахованным лицом должностных обязанностей. Нарушений законодательства при обращении в фонд с заявлением о возмещении расходов на обязательное социальное страхование обществом не допущено.
Судами установлены факты оформления трудовых отношений с Борисовой Л.В. и фактического выполнения последней трудовых обязанностей.
Так, согласно приказу от 26.11.2009 1/к Борисова Л.В. принята на работу в Общество в должности экономиста, с 01.09.2010 она переведена на должность оценщика и в трудовом договоре указано, что работодатель обязуется выплачивать работнику должностной оклад согласно штатному расписанию, а по итогам работы за месяц премиальные, размер премии определяется директором.
В соответствии с представленной должностной инструкцией от 01.09.2010 Борисова Л.В. должна осуществлять оценочную деятельность по различным видам имущества; анализировать факторы, влияющие на стоимость имущества; осуществлять контакты с клиентами; консультировать их о действующем законодательстве; обеспечивать сохранность документов, получаемых от них и третьих лиц в ходе проведения оценки.
Арбитражный суд из имеющихся в материалах дела документов заключил, что именно за фактическое выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, работнику выплачен оклад согласно штатному расписанию и премиальные вознаграждения, учитывая, что помимо обязанностей оценщика, Борисова Л.В. осуществляла исследование рынка недвижимости в разных сегментах, с последующим письменным оформлением результатов данных исследований, проработку шаблонов отчетов об оценке, поиск клиентов с целью заключить с ними договоры об оценке, ведение переговоров с потенциальными клиентами, ведение делопроизводства в организации, решение других вопросов, возникающих в хозяйственной деятельности организации.
Кроме того суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что общество в спорный период осуществляло реальную экономическую деятельность и получало в этой связи доходы, в частности, выручка заявителя в 2010 году составила 390500 рублей, в 2011 году - 1118500 рублей, в 2012 году - 1235750 рублей.
Довод фонда о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", заявлялся суду апелляционной инстанции и обоснованно был отклонен судом в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 упомянутого закона пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение).
В силу пункта 6 Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения.
При этом ежемесячные премии, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены (пункт 14 Положения).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Борисовой Л.В. предоставлен отпуск по беременности и родам (страховой случай) на основании листка нетрудоспособности (приказ от 07.02.2011 N 1/отпуск) с 07.02.2011.
Таким образом, поскольку в заявлении Борисова Л.В. просила работодателя рассчитать ей пособие по беременности и родам из заработка за 12 месяцев, то по наступившему страховому случаю в феврале 2011 года для исчисления среднего заработка для пособия по беременности и родам учитывается заработная плата и премии, начисленные за период с февраля 2010 года по январь 2011 года (включительно).
Установлено, что по приказу от 28.02.2011 N 1/о Борисовой Л.В. начислена премия в размере 15 000 рублей, при этом в самом приказе не отражен период, за который эта премия начислена.
Между тем из представленных обществом расчетных ведомостей начисления заработной платы суд усмотрел, что премия в размере 15000 рублей начислена Борисовой Л.В. за отработанные 15 дней (120 часов) именно января 2011 года.
Данная премия была выплачена Борисовой Л.В. в соответствии с расходным кассовым ордером от 05.03.2011 N 11.
Директор общества Шогин В.А. признал, что заработная плата за январь 2011 года была выплачена Борисовой Л.В. с нарушением положений действующего трудового законодательства вместе с заработной платой за февраль только в марте 2011 года.
Свою позицию общество подтвердило суду представленными платежными поручениями от 05.03.2011, из которых видно, что спорная сумма была учтена обществом в январе 2011 года и с учетом ее за январь месяц были перечислены взносы в фонд соцстраха (2,9% от фонда оплаты труда), страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве (0,2% от фонда оплаты труда), НДФЛ, страховые взносы на ОПС, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховые взносы на ОПС, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, страховые взносы на ОМС, зачисляемые в ФФОМС, страховые взносы на ОМС, зачисляемые в ТФОМС.
При указанных обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу о включении премии в размере 15 000 рублей в расчет заработка за январь 2011 года.
Таким образом, фондом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факты злоупотребления обществом правом на возмещение расходов, связанных с выплатой пособия Борисовой Л.В., создание искусственной ситуации для получения средств фонда в завышенном размере.
Отклоняя ссылку фонда на то, что часть документов общество представило в суд и не представляло в ходе проверки учреждению, суды обеих инстанций учитывали положения, закрепленные в статьях 64 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суд обязан принять и оценить для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, все доказательства, представленные сторонами в обоснование своих позиций.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о незаконном непринятии фондом расходов заявителя по выплате застрахованному лицу - Борисовой Л.В. пособия по беременности и родам в сумме 64052,8 рублей и пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет в сумме 33501,64 рублей.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 14.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А68-9780/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение).
В силу пункта 6 Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2013 г. N Ф10-2779/12 по делу N А68-9780/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2779/12
25.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6483/12
17.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6483/12
19.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6483/12
14.11.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9780/11
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2779/12
16.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1948/12
15.03.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9780/11
15.03.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-9780/11