Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Пространственное развитие Челябинской области
49. Административно-территориальное устройство Челябинской области установлено в соответствии с Уставом (Основным Законом) Челябинской области и Законом Челябинской области "Об административно-территориальном устройстве Челябинской области". Челябинская область состоит из 27 муниципальных районов, 15 городских округов, 1 городского округа с внутригородским делением, 27 городских поселений и 242 сельских поселений.
50. Стабильный рост численности населения в период с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года наблюдается только в 4 муниципальных образованиях: Сосновском муниципальном районе, Челябинском городском округе с внутригородским делением, Копейском городском округе, Магнитогорском городском округе. Наибольший прирост населения (12,3 процента) - в Сосновском муниципальном районе, главным образом в его части, соседствующей с городом Челябинском. Остальные административно-территориальные образования демонстрируют систематическое или периодическое снижение численности населения. Максимальное снижение численности населения (на 8,9 процента) - в Карабашском городском округе.
Демографические процессы обусловлены высокой концентрацией экономической активности населения в городах Челябинске и Магнитогорске. Так, доля города Челябинска (вместе с ближайшими территориями Сосновского района и города Копейска) и города Магнитогорска (вместе с территорией Агаповского района) в областном показателе инвестиций в основной капитал в 2010 году составляла 57,8 процента, в 2017 году возросла до 73,8 процента; доля ввода жилья в указанных территориях к 2010 году достигла 70,7 процента от областного показателя, по итогам 2017 года возросла до 73 процентов.
51. За период с 2005 года по 2017 год в Челябинской области нарастали диспропорции в структуре расселения за счет изменения социально-экономического положения городских и сельских территорий. Нарастающая диспропорция между двумя крупнейшими экономическими центрами региона и другими городскими и сельскими территориями ведет к оттоку квалифицированных кадров, что не дает использовать экономический потенциал этих территорий в полной мере.
Значительный вклад в экономику Челябинской области вносят промышленные города Миасс, Златоуст, Сатка, Аша, Кыштым, Южноуральск, Троицк, на долю которых суммарно приходится более 17 процентов объема промышленного производства региона по итогам 2017 года, при этом по уровню средней заработной платы эти города отстают от областного центра на 15 - 30 процентов.
52. Одновременно с общей тенденцией к концентрации ключевым препятствием для сбалансированного пространственного развития Челябинской области является традиционная специализация региона на производстве материалов и комплектующих, которая в совокупности с удаленностью от крупнейших экономических центров Российской Федерации и морских портов снижает инвестиционную привлекательность региона. В последние десятилетия ключевые транснациональные и межрегиональные транспортные коридоры формируются в обход Челябинской области - через Свердловскую и Оренбургскую области. Межрегиональные транспортные коридоры, связывающие ключевые экономические центры Челябинской области с соседними регионами и центральными регионами Российской Федерации, перегружены и нуждаются в модернизации. Так, интенсивность движения автотранспортных средств на автомобильной дороге М-5 "Урал" составляет от 16 до 21 тыс. единиц в сутки и превышает расчетную интенсивность в 5 - 7 раз, в результате чего на указанной автомобильной дороге ежегодно гибнут более 50 человек, более двухсот получают ранения. Создавшаяся ситуация усугубляется постоянным ростом интенсивности движения автотранспортных средств и нагрузок на дорожные покрытия.
53. По показателю стоимости отгруженной продукции, характеризующему размер экономики городов, к крупнейшим промышленным районам Челябинской области можно отнести: Челябинский, Магнитогорский, Копейский, Миасский, Озерский, Кыштымский и Снежинский городские округа, Ашинский, Пластовский, Саткинский, Сосновский и Увельский муниципальные районы.
54. Специализация большинства городских округов и муниципальных районов Челябинской области связана с горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью:
черная и цветная металлургия, металлообработка - Челябинский, Магнитогорский, Златоустовский и Карабашский городские округа; Ашинский и Саткинский муниципальные районы;
машиностроение - Челябинский, Копейский, Миасский, Златоустовский, Усть-Катавский, Озерский, Трехгорный, Кыштымский и Южноуральский городские округа;
добыча полезных ископаемых - Пластовский, Верхнеуральский, Еткульский и Агаповский муниципальные районы, Бакальское городское поселение.
Инновационная сфера в Челябинской области сконцентрирована в ООВО, организациях ОПК и научно-исследовательских институтах - в городах Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Снежинске.
55. Муниципальные образования Челябинской области специализируются по видам сельскохозяйственной продукции следующим образом:
зерновые и зернобобовые культуры - Варненский, Брединский, Карталинский, Кизильский, Октябрьский и Чесменский муниципальные районы;
овощные культуры и картофель - Агаповский, Аргаяшский, Каслинский, Красноармейский, Еткульский, Сосновский и Чебаркульский муниципальные районы;
молоко - Еткульский, Октябрьский и Сосновский муниципальные районы;
яйцо - Чебаркульский муниципальный район и Копейский городской округ;
мясо птицы - Аргаяшский, Нагайбакский и Сосновский муниципальные районы;
свинина - Красноармейский и Увельский муниципальные районы, Троицкий городской округ;
говядина - Агаповский, Брединский и Карталинский муниципальные районы;
рыбоводство - Еткульский, Красноармейский, Кунашакский, Октябрьский, Сосновский и Увельский муниципальные районы.
56. Отличительной особенностью Челябинской области является наличие 16 моногородов, экономика которых слабо диверсифицирована. По оценке Министерства экономического развития Челябинской области (далее - Минэкономразвития), доля моногородов составляет около 30 - 35 процентов ВРП.
Моногорода Челябинской области имеют существенные отличия по структуре занятости в экономике. Доля занятых на градообразующих предприятиях составляет от 4,5 процента численности трудоспособного населения в городе Златоусте до 35,7 процента в городе Симе.
Города Сим, Снежинск, Трехгорный, Усть-Катав, Аша, Озерск и Карабаш имеют высокий риск монопрофильности. Доля занятых на градообразующих предприятиях - более 20 процентов от численности трудоспособного населения, доля занятых в предпринимательстве - на среднем уровне, уровень безработицы варьируется: в закрытых административно-территориальных образованиях и городе Аше ситуация более благополучная, а в городах Усть-Катаве и Карабаше безработица находится на высоком уровне. В четырех городах риск монопрофильности реализован: экономика городов Верхнего Уфалея, Бакала, Миньяра, Нязепетровска находится в кризисном состоянии с высоким уровнем безработицы.
В городе Нязепетровске, где численность занятых на градообразующем предприятии сокращалась поэтапно в течение длительного периода, сохраняется высокий уровень регистрируемой безработицы на фоне невысокого показателя занятости в малом предпринимательстве и рекордной доли занятых в бюджетном секторе. Можно говорить о посткризисном состоянии города, когда трудовая и предпринимательская активность затухает.
Города Сатка и Магнитогорск имеют невысокие доли занятых на градообразующих предприятиях, но общая доля занятых в том же виде деятельности, что и градообразующее предприятие, высокая. Для города Магнитогорска характерна высокая зависимость от мирового рынка, для города Сатки - от сырьевых запасов.
Город Чебаркуль, в сравнении с другими моногородами, отличается наибольшей диверсификацией экономики.
Города Миасс и Златоуст уже длительное время переживают сокращение численности занятых на своих градообразующих предприятиях, которые относятся к машиностроительной отрасли. Высвобождающиеся трудовые ресурсы частично задействованы в той же сфере деятельности: более 10 процентов трудоспособного населения этих городов занято на других предприятиях сферы машиностроения.
57. Высокая концентрация научно-технических, предпринимательских и других ресурсов, человеческого капитала является необходимым фундаментом для достижения высоких темпов роста. Значительный промышленный потенциал и наличие научно-технических компетенций (в первую очередь в городах Челябинске, Магнитогорске и Озерске) дают необходимую основу для превращения городов Челябинской области в полюса роста всей Челябинской области.
58. Пропорциональное развитие всех муниципальных образований Челябинской области является необходимым условием для сбалансированного социально-экономического развития региона. Успешное развитие муниципальных образований Челябинской области будет зависеть от эффективности их встраивания в экономические цепочки крупных городов и агломераций.
Учитывая высокую дифференциацию муниципальных образований Челябинской области и разноудаленность их структурных элементов друг от друга, именно процесс агломерации территорий будет способствовать повышению устойчивости региона. Поэтому агломерационные образования в Челябинской области будут являться потенциально более перспективной формой взаимодействия муниципальных образований в условиях негативных последствий, возникающих по мере развития метрополии в периферийных городах из-за усугубления стагнации в экономике и оттока экономически активного населения.
59. Стратегическим приоритетом для Челябинской области должно стать создание сети конкурентоспособных в долгосрочной перспективе экономических центров (городов и городских агломераций) со стабильной или растущей численностью населения, охватывающей всю территорию региона. Расселенческий каркас Челябинской области должен включать в себя два уровня экономических центров:
первый уровень (моноцентрические агломерации) - Челябинская агломерация, Магнитогорская межрегиональная агломерация;
второй уровень (полицентрическая агломерация и конурбации) - агломерация "Горный Урал", объединяющая города Миасс, Златоуст, Сатку и другие города горнозаводской зоны; Северная конурбация в составе городов Озерска, Кыштыма, Каслей и Снежинска; Транспортно-логистическая конурбация, объединяющая города Троицк и Карталы.
Такая конфигурация позволяет, с одной стороны, сохранить хозяйственную освоенность всей территории Челябинской области на долгосрочную перспективу, включая ее приграничную часть, с другой - развивать специализацию и повышать конкурентоспособность экономических центров, объединяя их по взаимодополняющим компетенциям.
Функционал ключевых экономических центров Челябинской области, указанный в приложении 5, должен определяться сложившейся специализацией и существующими возможностями ее развития.
60. Приоритетные проекты пространственного развития Челябинской области, в первую очередь, должны быть связаны с развитием трех территорий:
города Челябинска как технополиса, инновационного и образовательного центра с углублением существующих перспективных специализаций;
города Магнитогорска как ядра межрегиональной агломерации: инновационного, научного, сервисного центра, ближайшего крупного города для территории 64 тыс. квадратных километров. Территория влияния города Магнитогорска захватывает часть Оренбургской области, а также часть Зауралья - удаленную и имеющую наиболее низкие темпы экономического развития часть территории Республики Башкортостан;
городов Златоуста и Миасса как объединения территориально и функционально близких городов, являющихся точками роста агломерации "Горный Урал", центрами развития малых обрабатывающих производств, в том числе на основе коммерциализации технологий ОПК.
Отрасли перспективной эффективной экономической специализации Челябинской области приведены в приложении 6.
61. Для пространственного развития Челябинской области стратегическое значение имеют автомобильные дороги. Они связывают ее территорию, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских населенных пунктов, во многом определяют возможности их развития. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Более 50 процентов отраслей экономики Челябинской области ориентированы в своей деятельности на использование автомобильного транспорта, эффективность которого связана с уровнем развития автомобильных дорог.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Челябинской области составляет более 26,7 тыс. километров, около 9 тыс. километров из них - автомобильные дороги регионального значения, из которых более 98 процентов - с твердым покрытием. Основная часть автомобильных дорог общего пользования (90 процентов) - дороги III и IV категорий, протяженность дорог I категории составляет 0,9 процента (77 километров). Около 27,6 процента дорог регионального значения имеет дорожные одежды переходного и низшего типов. В сети автомобильных дорог общего пользования эксплуатируются 299 мостовых сооружений общей протяженностью 18338 пог. метров.
62. Челябинская область имеет развитую сеть транспортного сообщения, представленную автомобильным и железнодорожным транспортом. Самым распространенным видом пассажирского транспорта в Челябинской области являются автобусы. Разветвленная сеть автобусных маршрутов включает в себя междугородные маршруты, связывающие город Челябинск с районными центрами, и внутренние маршруты, обслуживаемые местными автостанциями. Кроме того, задачу транспортного обслуживания населения Челябинской области частично выполняют междугородные транзитные автобусы дальнего сообщения, имеющие промежуточные остановки в населенных пунктах, расположенных на пути их следования. На территории Челябинской области действуют 154 пригородных маршрута и 133 междугородных маршрута.
Вместе с тем остаются актуальными следующие проблемы:
141 километр автомобильных дорог имеет грунтовое покрытие;
247 сельских населенных пунктов не имеют связи с дорогами с твердым покрытием;
транспортно-эксплуатационное состояние большей части мостов не соответствует современным нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам, в неудовлетворительном состоянии находятся 36 мостовых сооружений, 107 мостовых сооружений имеют износ, близкий к предельному;
отсутствуют обходы городских и сельских населенных пунктов для вывода транзитного транспорта из городских и крупных сельских населенных пунктов, что приводит к снижению скорости потока, значительным потерям времени для пассажиров, повышению аварийности, ухудшению состояния окружающей среды.
Немаловажное значение в структуре опорной сети автомобильных дорог имеют автомобильные дороги местного значения. Большая часть этих дорог характеризуется низкими техническими параметрами, имеет грунтовое покрытие или покрытие из песчано-гравийной смеси, деревянные мосты. Постоянный рост интенсивности движения по автомобильным дорогам привел к тому, что большая часть дорог Челябинской агломерации имеет высокую степень износа. Протяженность автомобильных дорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному показателю Челябинской агломерации, составляет 818 километров. Доля протяженности дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составляет 52,5 процента. Все вышеуказанное влияет на ограничение роста экономики Челябинской области и негативным образом сказывается на безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и состоянии окружающей среды.
63. За период с 2010 года по 2017 год объем пассажирских авиаперевозок увеличился в 2,2 раза (1710,6 тыс. человек в 2017 году), при этом более 80 процентов приходится на внутренние воздушные линии за счет московского направления. На международных воздушных линиях наибольшую долю в структуре пассажирских авиаперевозок занимает турецкое направление. Следующим по востребованности было египетское направление до закрытия полетов в 2015 году. Традиционно в географии полетов представлены города Бангкок, Пхукет, Камрань, Гоа, Ираклион, Монастир, Душанбе. Экономическая нестабильность и негативные изменения внешнеполитической ситуации привели к отмене рейсов на направлениях Содружества Независимых Государств (города Ереван, Худжанд) и направлениях дальнего зарубежья (города Дюссельдорф, Бургас, Барселона и другие). В настоящее время наблюдаются тенденции возобновления действия докризисной маршрутной сети авиаперевозок и наращивания пассажирских авиаперевозок и провозных емкостей на международных направлениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.